Пособия за правительственную несостоятельность

 

Что охраняешь – то имеешь

Гоголевскому Землянике и не снилось

Еще один комментарий к тому, почему хорошие законы, видимо,
 по давней российской традиции и неискоренимой привычке к хаосу, годятся исключительно для засолки, или, использованные многократно в пиаре уклада, замененные затем подзаконными (подметными) инструкциями, пылятся в ведомственных  саркофагах.
Впрочем, почему это происходит, давно подметил Дежурный по стране: «Не для вас это все. Не для того, что б работало, а для того, чтобы делали…» 

Речь пойдет о пособиях по безработице. А точнее, о том, как процедура обставлена теми, кто должен блюсти букву закона. Блюсти, а не толмачить и заменять ее на ведомственные каракули. Для начала предлагаю познакомиться с мартирологом некой соискательницы, без труда найденным в дебрях Интернета:

«Поскольку я знала, что для постановки на учет требуется справка о доходах, я предусмотрительно запаслась справкой 2-НДФЛ, взяла все необходимые документы и отправилась в службу занятости по месту прописки. В службе было огромное количество народу, и попасть к инспектору я смогла, лишь отстояв четырехчасовую очередь. И тут меня ожидал первый сюрприз: обычная форма справки 2-НДФЛ, которую дают на предприятиях, не подходит, а требуется специальная форма, которая так и называется – «СПРАВКА о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице (стипендии)». Информация на этой форме и форме 2-НДФЛ идентична – она отображает размер моего белого дохода во время работы на последнем предприятии. Но… для бюрократов это не аргумент… В общем, пришлось мне уйти ни с чем и на следующий день ехать на свое старое место работы, откуда меня уволили «по соглашению сторон». В силу того факта, что в компании, где я работала, бухгалтерия находится в другом городе, справку мне делали 3 недели.

Следующий мой визит также отнял 4 часа ожидания приема инспектора. Когда же, наконец, я попала на прием, меня ожидал следующий удар: помимо обычной круглой печати организации требуется прямоугольный штамп с оттиском на нем адреса и названия организации. Самое замечательное в этом то, что далеко не у всех организаций есть такая печать. В моей компании также ее не оказалось. Хорошо, что добрые люди, с которыми я раньше работала, пошли навстречу и сделали этот штамп. Таким образом, на 3 визит мои документы, наконец, приняли и назначили время приема, на котором я и получила свой законный статус безработной. Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей…»

 

Надо сказать, что этой даме еще повезло – ее бывшая работа находится в том же городе, что и центр занятости, куда она оформлялась. А попробуй, собери все, что они напридумывали, чтобы держать и не пущать, в другом регионе. Не наездишься на минимальное пособие в 850 рублей. А именно такая цель стоит, судя по всему, перед чиновниками центров занятости – не пропустить безработного дальше «минималки». Они даже бланки заявлений об отказе от полновесного пособия заготовили для безработных впрок, т.е. забили в компьютер свой образец, чтобы обираловка безработных была поставлена на поток. Хочешь, чтобы зарегистрировали – соглашайся на «минималку», а иначе – за борт.

Я, как и огромное число жителей регионов России, работал в Москве, и справки о доходах мне выдавали неоднократно, какие выдавали всегда и всем. По сути, из года работы, каждый месяц у меня подтвержден такими справками. Но при обращении в региональный (по месту жительства) центр занятости натолкнулся на аналогичную проблему: вывести среднюю зарплату по моим легальным, действующим и принимаемым везде справкам чиновники центра занятости оказались не в состоянии.

Зачем они тогда нам нужны? Если представляют собой препятствие для выполнения социальных программ. На первый взгляд, бессмысленный саботаж – не из их же кармана выплачивается пособие – федеральная программа. Но, при ближайшем рассмотрении, в некотором роде – из их кармана.

Ларчик открывается просто. Всем памятна недавняя история с фондом содействия реформе ЖКХ. Как руководство фонда по итогам года начислило себе многомиллионные премии. На вопрос журналистов – «За что?» – ответили просто: «За экономию». То есть премию себе чиновник может выписать за нечегонеделание очень даже легко и просто. За срыв реформы ЖКХ, например. Дурной пример заразителен. Фонд занятости тоже внебюджетный, со своим уставом, хотя денежки в нем, в том числе, присутствуют и бюджетные. Вот они и экономят себе на премии, кидая таким образом безработных. А поскольку основная «работа по экономии» средств ложится на низовые звенья – центры занятости, – их премиальными тоже не обижают: кто же будет саботировать исполнение правительственного постановления бесплатно?

Далее, в федеральном законе о занятости населения прописаны добавки на иждивенцев и индексация пособий. Кто-нибудь  из зарегистрированных безработных получал это диво (за исключением родственников или знакомцев чиновников центров занятости)? Откликнитесь, редкоземельные элементы, ау! А есть такие, кто расписался за оказание психологической помощи и получил ее? Вряд ли. Потому что нет ни психологов в ЦЗ, ни совести у чиновников.

И вот еще какой вопрос возникает: а почему, собственно, непроходная справка, придуманная в недрах какого-то ведомства, признается единственно верной только потому, что так удобно чиновнику? Разве не наоборот должно быть: не мы для чиновников, а они для нас? Есть сомнения в моей справке – выясняйте, что почем, вас там много сидит,  «Косынкой» забавляется. А если удобна для вас ваша справка, то она должна приниматься наравне с другими действующими, как равная среди равных.

И почему меня огорошивают этой справкой явочным порядком, при обращении: мы, мол, вот что придумали, так что обождите радоваться… Что, нельзя организовать оповещение всех причастных сразу, после того как придумали очередную рогатку? Похоже, нельзя. Ибо теряется смысл изобретения: придется платить полновесные пособия, а не «минималку». А как же экономия и премиальные за нее?

И ведь вот что интересно. С выкрученными руками согласившись на минимальное пособие, я послал факсом бланк их типовой справки на бывшую работу в Москву, чтобы они там заполнили. Так мне заполнили именно ее, распечатанную факсом. О чем это говорит? Говорит это о том, что никто про такие изобретения из бухгалтеров ни сном, ни духом... И опять же, получается, тихушный  режим на руку чиновникам (кстати, свой бланк они тоже не приняли, задача другая – «экономить» на премии).

 

Может показаться, что заявленное в преамбуле мнение слишком всеобъемлюще, чтобы всю российскую «социалку» строить в одну шеренгу по принципу «не работает». Тогда возьмем другой закон этой же сферы – о переезде безработных в другой регион, где есть для них работа, с оплатой командировочных, проездных и квартирных. Я поначалу принимал за чистую монету такую возможность. Даже попалась одна заздравная публикация в «Российской газете», что якобы одна безработная переехала аж из Новгорода в Саратов и якобы ей оплатили все, что положено, включая три месяца за жилье.

Может, и создали такой прецедент специально для «РГ» в качестве пиар-хода. Но массового исполнения закона не видно. Как мне сказали в областном управлении занятости и повторили в местном ЦЗ, наш губернатор не взял эту программу. Вот, оказывается, еще как можно. Просто проигнорировать федеральную программу: хлопот меньше – денег больше. Не слишком ли много совпадений? Две программы одного ведомства, взятые навскидку, – не работают. Стоит ли продолжать загибать пальцы?