Financial Times: Сирия: Асад, его родня и московский небоскреб

Несколько членов семьи Махлуф, включая некоторых братьев сирийского диктатора Башара Асада, и некоторые их родственники, приобрели как минимум 20 квартир стоимостью 40 млн долларов в Москве за последние 6 лет, используя сложную цепь компаний и кредитные договоры, что демонстрирует роль России в качестве важнейшего хранителя сирийского режима. Это также показало, какую роль играли так называемые «фондовые менеджеры Асада», содействуя режиму в перемещении денежных средств вне зоны досягаемости западных санкций.

Как показывают документы о регистрации права собственности, с 2013 года по июнь этого года семья и члены ее окружения, многие из которых находятся под санкциями ЕС или США за свою роль в сирийском конфликте, приобрели роскошные квартиры в комплексе «Город Столиц». В большинстве случаев они использовали кредитные схемы с участием ливанских офшорных компаний, которые сейчас являются официальным собственниками квартир, согласно документам, полученным антикоррупционной организацией Global Witness и изученным Financial Times», — пишут авторы статьи Генри Фой и Хлоя Корниш.

«Москва была верным союзником сирийской семьи Асадов с начала ее правления почти 50 лет назад, в период существования СССР. Но с 2015 года президент Владимир Путин сформировал еще более крепкие связи с Дамаском, когда Кремль направил свою военную поддержу режиму Асада», — говорится в статье.

«(…) С помощью своих союзников сейчас Асад вновь контролирует большую часть Сирии, отвоевав территорию у оппозиционных мятежников. Но это далось огромной ценой: конфликт привел к переселению более чем 12 млн человек, утверждает ООН, и смерти около 500 тыс., по сообщениям Сирийского центра политических исследований, хотя подсчет был остановлен в 2016 году», — подчеркивается в статье.

«(…) Имущественные сделки в Москве раскрывают один из механизмов, посредством которого сирийские правящие семьи накопили и постарались обезопасить свое состояние, несмотря на финансовые санкции (…). Но они также проливают свет на роль России в качестве убежища для инсайдеров режима и их денег», — указывается в публикации.

«(…) Россия с самого начала помогала режиму Асада обходить санкции, — сказала Financial Times Лина Хатиб, глава ближневосточной и североафриканской программы в Chatem House. — Сейчас Россия считает себя гарантом cирийского государства и потому [предпринимает] все возможные действия, включая военные, политические, и экономические, чтобы поддерживать жизнеспособность Сирии и при этом сохранять ее лояльность Москве».

«(…) Россия настаивала на том, что у ее компаний будет шанс извлечь выгоду из природных ресурсов Сирии, включая фосфаты, нефть и газ, и последующей реконструкции. Она также продала Сирии оружия на миллиарды долларов», — сообщают авторы статьи.

«(…) Из 20 апартаментов 13 были куплены напрямую или компаниями, управляемыми 48-летним Хафезом Махлуфом, бывшим главой управления сил безопасности и центральным игроком разгона мирных протестующих в 2011 году. Две другие квартиры были приобретены женой и невесткой старшего брата Хафеза Рами, долгое время считавшегося самым влиятельным бизнесменом Сирии. Три другие квартиры в московских небоскребах купили напрямую трое других родственников Махлуфа, — информирует издание.

— Как минимум четыре из этих квартир используются как жилые, согласно дополнительным сведениям Financial Times, включая недвижимость, которая находится в совместной собственности братьев-близнецов Рами и Хафеза — Айада и Ихаба.

«(…) После Асадов Махлуфы — наиболее влиятельный клан в Сирии, и их ресурсы укрепили власть режима, — говорится в статье. (…) На Западе нескольких членов семьи Махлуф, включая всех четверых братьев — и других бизнесменов — обвиняют в том, что том, что они действуют как прикрытие для семьи Асадов. «Они все — фондовые менеджеры для Асадов», — указал сирийский аналитики в Европе, попросивший не называть его имени. — Они могут делать свои собственные деньги, но они там из-за Асадов и должны присматривать за их богатством». (…) В последние несколько месяцев казалось, что напряжение между Асадом и Махлуфами усиливается. В военной экономике Сирии появились новые трейдеры и бросили Рами вызов. По словам бизнесменов и аналитиков, режим ослабил влияние Рами в компании Syriatel и присвоил его влиятельную благотворительную организацию Al Bustan, которая предположительно использовалась для спонсирования проправительственных бойцов наряду с благотворительной деятельностью. (…) Аналитики предполагают, что Махлуфы, возможно, хотят, чтобы их богатства находились вне Сирии, чтобы уберечь их от рук Асада».

«(…) Махлуфы начали делать инвестиции в 2013 году, (…) когда Разан Отман, жена Рами Махлуфа, и ее сестра Нидаа купили апараменты на 58 и 53 этажах в здании «Города Столиц». В марте 2015 года, Хафез купил еще одну квартиру на 60 этаже. В сентябре 2015 года, когда российские истребители начали бомбить удерживаемые оппозицией территории Сирии, его сестра Кинда последовала этому примеру и приобрела недвижимость на 20 этаже, — передают авторы. — (…) Основная часть покупок пришлась на год после военного вторжения Москвы. Согласно корпоративным документам, 16 сентября 2016 года три зарегистрированных в России компании, контролируемые Хафезом (…),приобрели еще 11 квартир общей площадью 2 112 квадратных метров, расположенных между 61 и 65 этажами 73-этажного здания». (…) Займы трем компаниям предоставлялись ливанской организацией Nylam Sal Offshore, говорится в публикации.

Спустя 18 месяцев после покупки, контроль над тремя компаниями и квартирами, находящимися у них в собственности, перешел от Хафеза к Briana Sal Offshore, другой ливанской компании c теми же директорами и юридическим адресом, что и у Nylam.

«(…) Андрей Бакланов, бывший посол России в Саудовской Аравии, отметил, что в этих инвестициях нет «ничего сенсационного» и что они являются результатом западных санкций, лишающих других альтернатив. «Вполне естественно, что сирийская элита инвестирует свои деньги в страны, где они могут быть уверены, что с этими деньгами ничего не случится», — заявил он. — Западные страны отталкивают сирийцев и их капитал. Для них единственный выход — это Россия и страны, где они могут чувствовать себя в безопасности.