Зачем депутат Мединский врёт про Хоккайдо?

Вчера с любопытством ждал программу «Специальный корреспондент. Жизнь на Курилах. Фильм Александра Рогаткина», заявленную ранее на канале «Россия 24» (см. здесь). Интрига заключалась в том, что и как будет показывать федеральный канал в тот момент, когда Япония испытала на себе жуткое землетрясение в 9 баллов, последовавшие за ним природные и техногенные бедствия, унесшие жизни сотен и тысяч людей, уничтожившие целые населённые пункты.

Фильм А. Рогаткина мне понравился своей объективностью. Причём автор, в отличие от нашумевшей в своё время передачи Елены Масюк «Акватория восходящего солнца» (РТР, 27.11.2001), не обвиняет Японию во всех смертных грехах, свойственных российской действительности, а говорит о том, как наши граждане живут на южных Курилах – до недавнего времени Богом забытой территории, присоединённой к СССР (как сейчас принято говорить) по итогам Второй мировой войны, а фактически – в результате военного захвата Советской армией Курильских островов, принадлежащих Японии с 1875 года. Но я хочу сказать не об этом.

Как всегда в гостях у Марии Ситтель были люди, которых позиционировали как экспертов. Среди них – депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия», профессор (как его представили) Владимир Мединский. Известно, что этот деятель любит заниматься самопиаром и выдвигать экзотические инициативы, безуспешно пытаясь переплюнуть в этом лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Озабоченное великой думой о России лицо г-на Мединского, вероятно, призвано убедить слушателей его речей в том, что он знает, что говорит. А говорит он много, и знает, судя по исходящему из него количеству слов, всё.

В этот раз он сурово отметил, что российским властям необходимо сказать японцам, что между странами нет никакой территориальной проблемы, что мирный договор нам не нужен, и что у японцев такие же права на южные Курилы, как у России на… Хоккайдо. Эта мысль ранее им уже озвучивалась на сайте «Единой России» (см. здесь), где он обосновывал свои претензии на японский остров Хоккайдо так:

«Бесконечные попытки Японии оспорить принадлежность небольших кусочков нашей территории в Тихом океане в конце концов заставляют вспомнить известную библейскую максиму про бревно в собственном глазу (Матф. гл. 7, ст. 3). Точнее, про Хоккайдо. Стоит заглянуть в историю, и выяснится, что этот большой остров, занимающий чуть ли не четверть территории современной Японии, стал японским совсем недавно... Так что было бы желание – и с определенной долей дипломатической наглости, столь свойственной сегодня кабинету Японии, приоритет над Хоккайдо вообще-то тоже можно начать оспаривать».

Очевидно, насчёт наглости профессор знает многое, но вот про южные Курилы и Хоккайдо у него сведения, мягко говоря, неполные.

Депутату Мединскому было бы неплохо знать, например, о том, что остров Хоккайдо безусловно определён как территория Японии в ряде документов, в том числе и подписанных СССР. Россия никогда не претендовала на этот остров, и он никогда не был частью России, в отличие, например, от южных Курил, которые принадлежали Японии с 1855 года по 1945 год.

Неплохо было бы профессору перечитать Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года, имеющую статус международного договора, в которой СССР и Япония согласились после восстановления нормальных дипломатических отношений на продолжение между странами переговоров о заключении мирного договора. Любому мало-мальски знающему историю подписания этого документа известно, что заключение мирного договора – это эвфемизм со смыслом «решить пограничный вопрос». Юридическим фактом является то, что между Россией и Японией нет Договора о границах. И поэтому уже много лет между СССР/Россией и Японией идут вялотекущие переговоры с периодическими приступами публичной активности, где каждая сторона заявляет свою позицию и отстаивает свои интересы.

Возникает вопрос, кто такой депутат Мединский: идиот, провокатор или новый тип суверенной профессуры, обслуживающей идеологические интересы весьма специфической части российского общества?

На мой взгляд, из прошедшей передачи можно понять, где «зарыта собака». Как показал в фильме А. Рогаткин, значительная часть денег Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период с 2007 по 2015 годы» уже потрачена. Однако эффективность этих трат весьма сомнительна. Так, построен причал, к которому корабли бояться причаливать, построены дома, у которых в данных климатических условиях валятся панели и трескаются стены, с которых сносит крыши и т.д. А жизнь островитян – граждан России – оставляет желать лучшего.

Создаётся впечатление, что такие телепузики как Мединский в последнее время и особенно накануне выборов очень востребованы властью исключительно для того, чтобы направить вопросы о дееспособности и ответственности последней в иное русло. Ведь партия «Единая Россия», ставшая в России самой успешной рекрутинговой компанией по рассадке своих людей в высокие кресла, отвечает за всё, но только на словах. Вот и стараются заболтать реальные проблемы. А поскольку категория совести и морали у этой части российского «истеблишмента» не в чести, то так и получается, что дело вроде не в разворованных (что логично предположить) бюджетных деньгах, а в великой миссии депутата Мединского удивить мир своими требованиями к Японии в части Хоккайдо. Получается, что вынести мумию Ленина из Мавзолея у него не получилось, так почему бы ни озвучить на всю страну новую «амбициозную» задачу – вынести Хоккайдо из Японии?

Любопытно, что думает по поводу инициативы Мединского лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин: это новый курс России в отношении Японии или депутат-единоросс по собственной инициативе решил «с определенной долей дипломатической наглости» потребовать у Японии Хоккайдо? Хотелось бы также понять, как президент Дмитрий Медведев, который по Конституции определяет внешнеполитический курс России, относится к таким «новациям» от представителей «партии власти», которая почти всеми своими членами уже вошла в его кадровый резерв.