Украинский газовый тупик

Очередной раунд трехсторонних газовых переговоров Европа-Россия-Украина показал, что стороны еще очень далеки от взаимопонимания. Россия упорно не желает уступать своих позиций, а Киев не может это сделать, даже если очень захочет.

Позиция России понятна. Она не понимает, как можно одновременно требовать продления контракта на базе договоренностей 2009 года (за исключением неугодных Киеву пунктов), и при этом оспаривать его в Стокгольмском арбитраже. Любой договор, это комплекс компромиссов, на которые идут обе стороны. А потому в любом договоре есть пункты, которые выгодны одной договаривающейся стороне и пункты выгодные ее партнеру. Исключение только одних пунктов делает договор неравноправным.

США отступают с газового рынка Европы, но не без боя

Федеральное агентство новостей / Полина Цыбулько

А отсюда и позиция Москвы, если вы уж хотите работать не по правилам энергетического рынка ЕС, который для Украины еще более убийственный, чем ныне действующий договор, а по старым принципам 2009 года (с заранее прописанными обязательствами), то перестаньте оспаривать их в судах. И если вы за честный и свободный рынок, то и исходите из сложившейся на сегодня конъюнктуры и предложите свой взаимовыгодный вариант.

В ответ, Киев, на время забыв о своем стремлении в Европу и обязательстве к 1 января 2020 года перейти на европейские энергетические правила (причем, затягивает это сознательно, прекрасно понимая, что после принятия соответствующих положений торговаться с Россией будет бессмысленно), обвиняет Москву в недоговороспособности и ждет уступок.

Но сам на них не идет, да, по большому счету, и не может пойти.

Во-первых, его не поймут внутри страны. Государственная идеология нынешнего киевского режима, как и прошлого – Россия враг, с которым чем меньше точек соприкосновения, тем лучше. Таким образом подписать соглашение, по которому Киев будет покупать газ у России и при этом откажется от претензий в адрес «Газпрома» значит уничтожить ту идеологию, которая обосновывает существование самого режима.

Во-вторых, такой «подставы» не поймут в Вашингтоне, который «ради украинской газовой трубы» уже вдрызг поссорился со своими европейскими партнерами, готов наложить на них санкции и тем самым делает все, чтобы не дать Москве закончить в срок ее обходные газопроводы.  

Европа же, которая в переговорах участвует на правах координатора, очень хочет, чтобы стороны договорились, и наблюдая тщетность своих усилий только беспомощно разводит руками и надеется на чудо будущих встреч:

«Я разочарован сегодняшним исходом, и я говорю это открыто. Я подготовил встречу так, что при наличии политической воли мог бы быть позитивный прогресс», - открыто сказал заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шевчович.