Анатомия коррупции

На модерации Отложенный

Коррупция – это нарыв на организме системы. И если этот нарыв существует, значит в системе что- то не в порядке и ее надо лечить. Однако, как не существует лекарства от всех болезней, так и не существует  адекватных методов излечения общества от коррупции целиком.

   Призывы  различных борцов с коррупцией сводятся, по сути,  к двум методам.

    Одним (силовикам ) импонирует «китайский» метод – расстрел. Но даже в условиях Китая он не дает тех результатов, на которые рассчитывали, а в России не даст тем более. Во-первых, в России под расстрельную статью попадут, в первую  очередь, врачи, педагоги, сержанты ГИБДД и таможенники.  Т.е. за те взятки, которые легко раскрываются. Во вторую очередь, неугодные политики и бизнесмены, которых не сложно будет спровоцировать или просто подкинуть им улики. И никогда не расстреляют крупного чиновника, потому что у него всегда хватит денег и на лучших адвокатов и на худших судей.

  Другим  (демократам-идеалистам)  кажется, что выборность многих должностей, не говоря уже о первых лицах, резко уменьшит коррупцию, так как повысит  ответственность избираемого. Однако прошлый опыт совершенно не подтвердил это. Ответственности эти политики  никакой не несли, потому что, часто второй срок им был не нужен. Хватило одного и на всю жизнь, свою и детям.

   Кроме этого, зная  активность наших  избирателей , вполне можно предположить, что  нужного кандидата, например, в начальники УВД или прокурора, криминальные элементы и связанные с ними структуры, выбирать  придут строем. Создав, таким образом,  необходимое большинство. И выберут нужного им человека, даже из представленных МВД-шных кандидатур. А в крайнем случае, зная способности наших СМИ, «запиарить» действительно активных избирателей (бабушек и дедушек) не представит труда.  

   Поэтому ни тот, ни другой метод в России не приведет ни к каким результатам.

    Для того, чтобы действительно результативно бороться с коррупцией, необходимо знать причины, ее вызывающие. И этих причин не много. Я бы выделили три общие причины и несколько «видовых», зависящих от социальных структур и форм коррупции.

    К общим причинам  можно отнести  следующие .

    1. Рост диспропорции в уровне доходов различных слоев общества и отсутствием контроля над их нелегальным  ростом

    Была ли коррупция в Советском Союзе? Без сомнения была, но в существенно меньших объемах. Когда зарплата регламентировалась  штатным расписанием, а  жизнь контролировалась определенными органами,  то желания особо выделяться ни у кого не было.  Поэтому, государство, в котором разница в доходах населения составляет  4-5 раз,  страдает от коррупции в несколько раз меньше, чем там, где такая разница составляет  десятки и сотни  раз. А фактическая  бесконтроль-ность доходов, когда некому спросить на какие средства приобретаются «Бентли», строятся  особняки и покупаются  квартиры за границей - значительно усиливает мотивы для коррупции.

    2. Усиление  централизации  власти позволяет  проводить эффективную антикоррупционную политику только в небольших по  размерам государствах (Белоруссия, Грузия). Централизация власти в России создает обратный эффект. Эффективно проконтролировать  более 80 субъектов федерации ни президенту , ни правительству  в  условиях рынка практически невозможно. А многочисленные структуры, связывающие центральную власть и регионы, являются благодатной почвой для возникновения еще одной формы коррупции.  

   3. Менталитета населения. Мало кому в России придет в голову, что  за помощь (или услугу) благодарить не надо. И благодарность эта выражается и в бутылке коньяка, коробке конфет и, возможно, в определенной сумме денег. А это означает, что, по большому счету, размыта грань между благодарностью за услугу (или помощь) и  обыкновенной взяткой. И избавляться  от этой бытовой формы коррупции придется еще очень долго.

   Это об  общих причинах  коррупции в России. Однако многие виды  коррупции имеют свои и часто легко устраняемые причины.

   Рассмотрим  их

1. Коррупция, связанная с дефицитом. Многие помнят советские времена, когда за все  (от книг до мебели и автомашин) надо было переплачивать. Когда мы переплачивали посреднику - это называлось спекуляцией, когда непосредственно  «хозяину» дефицита – взяткой. Может , даже и не переплачивали, а  благодарили коньяком и конфетами. Но посадить  могли и за это.

  Если в основной массе дефицит ушел в прошлое, но в некоторых сферах он и в настоящее время остается.

  Мы иногда платим в медицине - чтобы лечили нас современными  препаратами, размещали нас в отдельных палатах, а операции делали опытные хирурги.  Не хватает нужных и хороших лекарств на всех ,а условия во многих  больницах просто ужасные.

  Мы платим за детей, которых хотим устроить в детский садик или в нужную школу.

  Мы платим за родителей, если хотим устроить их в приличный дом престарелых, когда нет возможностей самим ухаживать за ними.

   Нам приходится платить или делать подарки в условиях определенного дефицита. И эта форма взятки останется так долго, пока существует дефицит..

 2. Взятка, как плата за экономию времени

     Непродуманность документооборота, его запутанность, крайний бюрократизм государственных структур порождает эту форму взяток.

     Почему мы платим ГИБДД за некоторые нарушения. Не потому, что взятка существенно меньше штрафа. А за то, что бы не сидеть 15-20 минут в машине  инспекторов, составляя протокол и выслушивая лекцию о правилах дорожного движения; за то, что бы не бегать потом полдня по городу и не стоять в очередях, чтобы заплатить этот штраф. Упростить эту процедуру, свести ее  к 2-3 минутам и количество взяток существенно уменьшится.

  Почему платим непосредственно исполнителю или многочисленным посредникам, за оформление различных документов, сроки по которым недопустимо  растянуты. Это и загранпаспорта, и оформление земельных участков, недвижимости и еще множество так необходимых порой документов.

   А при сдаче различных отчетов в налоговые инспекции или различные фонды? Сколько  надо потратить времени, чтобы их сдать? И формы, в которых часто путаются и сами принимающие.

   И если есть возможность заплатить за ускорение и оформление этих услуг, то кто откажется?

   Таким образом, непродуманность, сложность и длительность оформления множества документов являются причиной наличия  большого коррупционного сектора.

    Бороться с ним несложно. Изменить лишь формы и схемы документооборота.

    Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Исчезли, например, многочасовые стояния в очередях на техосмотр и регистрацию транспортных средств. Внедряется система оказания услуг и отчетов  через Интернет. Но все же этот коррупционный сегмент может  долго существовать, если не прилагать к реформе документооборота  определенных усилий.

  Можно назвать еще несколько примеров так называемой  бытовой коррупции. 

 Однако социальная опасность этих видов взяток не существенна. Но,  как правило, при проведении антикоррупционных  компаний под «раздачу» попадает  как раз именно эти формы взяток. Поэтому самое большое  количество  «взяточников» - среди врачей, преподавателей и мелких чиновников.

 

    Намного разрушительней и на экономику страны и социально опасней  другие формы взяток, раскрываемость  которых ничтожна, а порой и невозможна вообще. Их можно классифицировать по сферам применения.  Порядок в котором они изложены –случаен.

 

    Взятка в ГИБДД .   С пьяного водителя, который через два квартала может сбить  пешехода или создать аварию; за пропуск без осмотра нелегального груза или наоборот пропуск вполне легального; за легализацию угнанных или нерастаможенных автомобилей и т.д.

   Взятка в органах СМИ  За публикацию заведомо ложных порочащих материалов.

   Взятка в судебных и правоохранительных органах. За возбуждение уголовного дела и вынесение нужного приговора или наоборот, за  закрытие дела.

   Взятка в сфере госзакупок или  продаже  госимущества.  Перевод на электронные торги, без сомнения, снизил объемы таких взяток, но не устранил вообще. Чиновники находят массы лазеек для того, чтобы отдать  заказ нужным фирмам. Апофеозом  такого подхода была встреченная как-то фраза в договоре . «Заказчик оплачивает товар в течении 90 дней после его поставки.  Заказчик не несет ответственность за неоплату товара в случае отсутствия финансирования по этой статье» . Попробуйте,  поучаствуйте в конкурсе на таких условиях, если не знаете лично кого-нибудь из руководства. Существуют и другие способы.

  Взятка за назначение на должность. Ни для кого не секрет, что и федеральные и региональные должности достаточно часто покупаются. А  чтобы «отбить» затраченные деньги такой руководитель должен построить сам хитроумную систему взяток.

   Взятка-разрешение. Берется, как правило, различными чиновниками, как крупными, так и мелкими, в том числе ,  пожарными инспекторами, работниками СЭС, милиции, таможни. Последствия от таких взяток могут быть как и печальными, так и незамеченными, а порой и полезными. Но в любом случае они развращают всех.

  Взятка (откат) за выделение бюджетных средств. Эта форма взятки не изменилась, по сути, с советских времен. Изменились только ее масштабы и объемы. Раньше за выделение каких-либо фондов в Госснаб, в Госплан или министерство возили подарки. Сейчас в Правительство  или Администрации, в том числе и региональные, возят деньги. И эту форму взятки раскрыть достаточно сложно..

   Для большинства из перечисленных здесь видов  существуют   свои методы предупреждения этой коррупции. Однако мы, почему-то,  под борьбой с коррупцией понимаем  выявление фактов коррупции, а не устранение причин ее порождающих.

  Для устранения почвы для коррупции, или ее общих причин,  возможны два пути.

    Авторитарный. Центральная власть снижает  административным путем диспропорции в доходах граждан. И одновременно усиливает репрессивный аппарат для контроля над их доходами. Однако этот метод предполагает, что в структуре самой власти и в структурах близких к ней отсутствуют коррупционные мотивы, да и экономическая политика меняется принципиально.

    Метод демократического федерализма. Постепенное предоставление широких юридических и экономических полномочий субъектам федерации.  Чтобы  в рамках предоставленных им прав, они могли проводить самостоятельную, с учетом особенностей региона, политику, подотчетную, разумеется, центральной власти, но не регламентируемую ею.   Это совсем не означает, что коррупция мгновенно исчезнет, что не останутся среди руководства субъектов высокопоставленные коррупционеры.

   Однако при наличии более 80 субъектов федерации, обязательно     появятся   здоровые и адекватные силы, не сдерживаемые  зашторен-ными правовыми и экономическими нормами, которые смогут  найти эффективные решения не только в борьбе с коррупцией.

   А по тем  политикам, результат работы которых негативно отразятся на жизни региона, решение должны принимать  центральные органы.

 

   И главное. Независимо от выбранного  пути, необходимо вспомнить хорошо забытый старый метод.

   В советские времена чиновники-партийцы больше ОБХСС боялись партгосконтроля или народного контроля. Возродив эту систему на новой основе  - мы получим мощное оружие в борьбе с коррупцией.    

   В формировании  этой системы госконтроля, создаваемой как в региональных структурах, так и на федеральном уровне, должны участвовать и  депутаты,  и представители общественных организаций и движений. Эта должна быть общественная организация с широкими полномочиями. Реакция государственных органов на их предписания и решения должна быть обязательной. Ротация части кадров в этой структуре должна производиться ежегодно. А задача этой структуры не столько выявлять факты коррупции, сколько бороться с причинами ее порождающими.