Больше, чем преступление

На модерации Отложенный

Больше, чем преступление (Часть 1)



«Это больше, чем преступление: это ошибка»

Фраза принадлежит Буле де ля Мерту, председателю Законодательной комиссии Франции, времен Наполеона.

Продолжающаяся эпопея с покупкой Турцией российских комплексов ПВО С-400 и одновременное исключение или, по крайней мере – приостановка участия Турции в программе F-35, по которой она должна была получить более сотни этих самолетов, развивается полным ходом.

Сегодня мы уже обращали внимание на то, что в администрации Трампа либо уничтожен аналитический центр, либо его выводы игнорируются самим Трампом, поскольку создается впечатление, что у него нет представления даже о краткосрочных последствиях собственных действий, не говоря уже о долгосрочных.
 


 


Это не удивительно, поскольку ключевые фигуры его администрации, отвечающие за внешнюю политику и оборону, претерпели многократную ротацию.

Проще говоря, с Трампом почти никто не может сработаться. Это – известная ситуация, когда высококлассные специалисты приходятся не по вкусу первому руководителю, глубоко пораженному нарциссизмом. Он тяжело переживает критику своих действий и просто удаляет от себя тех, кто на нее способен.

Так происходит селекция, при которой его мнение становится императивным и не подлежащим критике. А такое положение вещей просто исключает механизм коррекции ошибок, совершаемых любым человеком, в том числе, и президентом.

Причем, начинал-то он с зубастыми профи, как на посту госсекретаря, так и министра обороны, но потом все изменилось до такой степени, что череда явных ошибок и промахов Трампа сейчас уже больше похожа на лавину.

Будь он способен посмотреть на то, как выглядит его деятельность со стороны, он бы понял, что надо было бы самостоятельно и тихо, пока не поздно, под благовидным предлогом (по состоянию здоровья, например) уйти на покой, передав бразды правления вице-президенту.

Слава богу, структура верховной власти США предполагает механизм автоматической компенсации выхода президента из строя. Но с характером Трампа на это надеяться не приходится, и скорее он развалит все, лишь бы посреди руин непоколебимо стояло его кресло.

Между тем, история с Турцией набирает обороты. Фактически, на данный момент, Реджеп Эрдоган или уже стал диктатором, или совсем близок к этому положению. В связи с этим, он почувствовал возможность выделывать рулем страны движения, которые всегда были ограничены определенным диапазоном. Так всегда действует осознание слишком большой собственной власти.

В данном случае, Вашингтону надо было делать выводы из того, что статус Эрдогана изменился, и вести соответствующий с ним диалог. Но в итоге, диалог не просто не сложился, а все пошло наперекосяк.

Как и с северокорейской эпопеей, Сирийская – тоже имела свое кардинальное, силовое решение. При этом, возникло удивительное согласие Турции и Саудовской Аравии, даже Израиль был согласен с таким ходом событий.

Как мы помним, уже были собраны две ударные группировки мусульманской коалиции, с участием армий двух десятков стран. Одна группировка сконцентрировалась в Турции, другая – на севере Саудовской Аравии. Но в последий момент, Штаты дали отбой с тем, чтобы все решить путем переговоров.

Как мы теперь видим, это была ошибка. Сирия продолжает выжигаться бомбами россиян и ракетами иранцев. Для сирийцев все равно, кто их убивает, бородачи ИГИЛ или гладко выбритые пилоты ВВС РФ.

На эту землю не пришел ни мир, ни спокойствие и как можно предположить, этого в ближайшее время и не предвидится.

Больше, чем преступление (Часть 2)



А у мусульманской коалиции была задача именно восстановления функционирования государства Сирия, на основе уничтожения или изгнания как ИГИЛ, так и Асада, с его палачами. Это было ультимативное решение, которое именно Штаты спустили на тормозах.

И вот мы видим, что Сирию произвольно поделили на зоны контроля, и там продолжается бойня уже бессмысленная и бестолковая.

И вот на фоне этого хаоса, Турция плюнула на мнение партнеров и в том числе — США, и стала формировать буферную зону вдоль своей южной границы, на территории Сирии. Насколько это решило вопрос безопасности Турции – трудно сказать, но наверное, именно для Анкары, ситуация стала понятной и предсказуемой.



Штаты пропустили этот момент и не смогли оценить его важность. В момент между «отбоем» силовой операции мусульманской коалиции и принятием решения о проведении самостоятельной операции, Турция де-факто, если не отказалась, то уж точно – усомнилась в эффективности любого партнерства, в том числе, и по линии НАТО.
 


 


В свою очередь, масла в огонь подлила и Германия, у которой тоже возыграли какие-то лидерские желания. Она рулит в Европе как слон в посудной лавке, или как Трамп в мире, не обращая внимание на последствия.

В результате, Турция действительно отдалилась от Альянса и вообще – от Запада, а новый статус Эрдогана, если быть откровенными, практически поставил крест и так на весьма своеобразной демократии Турции.

На этом фоне, между США и Турцией, со времен Обамы, тянулась непонятная эпопея с поставками из США комплексов ПВО «Пэтриот». Тогда Обама отказал Эрдогану, и все бы ничего, но после того, как Анкара стала планировать собственную операцию в Сирии, у нее пошли плотные консультации с теми, кто уже там воевал, в том числе – с Ираном и РФ, и на это Вашингтон – тоже никак не отреагировал.

К тому времени Трамп уже был у руля и его публичные заявления о том, что он чхать хотел на эту вонючую Сирию, двинули ситуацию уже таким путем, в котором позиция или мнение США уже не учитывались.

Где-то в ходе переговоров о зонах контроля в Сирии, у Турции и РФ завязался отдельный диалог по части военно-технического сотрудничества, и эти самые С-400 Эрдоган поначалу стал использовать как рычаг давления на Вашингтон, с целью вынудить поставить Пэтриоты, но там этой угрозы не оценили, а Эрдоган ее воплотил в жизнь.

И вот оказалось, что Вашингтон, уже в лице Трампа, плевал на эти темы, а потом обнаружилось, что поезд ушел и пришлось предпринимать какие-то ответные меры, в том числе – исключать Турцию из программы F-35.

Понятно, что это решение продиктовано вопросами безопасности и сопряженными с ними проблемами, но по факту получилось, что в администрации США не смогли оценить ситуацию и посчитали, что угроз по сворачиванию военно-технического сотрудничества будет вполне достаточно, чтобы остановить Эрдогана.

Но теперь очевидно, что получив и развернув комплексы С-400, Эрдоган четко показал, что больше не собирается быть в роли просителя. Самовластие – всегда смещает линию повеления в сторону самоуверенности. Так произошло и в этот раз. Мало того, Эрдоган пошел дальше и ответил Трампу на исключение из авиационной программы самолета пятого поколения.

Так, в начале июля Эрдоган побывал с визитом в Китае, и по итогам визита, сделал ряд заявлений, которые можно расценить как следующий шаг в сторону ослабления отношений с США и НАТО, и между прочим, намекнул на возможность рассмотреть вариант покупки самолетов производства Китая, которые тот позиционирует как альтернативу американскому международному проекту.

Был еще ряд очень чувствительных заявлений, в исполнении турекого лидера. Например, Эрдоган предположил, что Турция может присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества, региональному органу безопасности, в состав которого входят Китай, Россия и четыре страны Центральной Азии.

А между прочим, программа производства F-35 для ВВС Турции, предполагала вовлечение в производственный процесс восьми турецких предприятий, на мощностях которых должны были производиться некоторые узлы и агрегаты для своей сотни самолетов.

Насколько можно понять, ряд технологий уже переданы в Турцию, и чем может обернуться плотное сотрудничество Анкары с Пекином, можно легко догадаться.

Конечно, американцам виднее, и они могут более точно оценить внешнюю политику Трампа, но даже израильтяне уже обращают внимание американского руководства на то, что разбалансированная и непредсказуемая политика США, выталкивает Турцию в объятия Китая.

По крайней мере, об этом предупредил бывший глава службы общей безопасности Израиля Шин Бет – Джейкоб Берри. В том же ключе высказались и ведущие эксперты израильского института исследований национальной безопасности (INSS), Одед Эран и Гали Линденштраус.

В общем, сменщик Трампа столкнется с такой запущенной ситуацией, что разгребать ее придется долго, упорно не вполне предсказуемым результатом.

Впрочем, это предстоит и нам.