Повседневность террора постмайданной Украины

На модерации Отложенный

Повседневность майданной Украины: оппозиционера похитили, избивали, три недели содержали под стражей в незаконном месте, потом передали в СБУ, которое возбудило уголовное дело не против похитителей, а против жертвы.

 

После этого человека четыре с лишним года держали в СИЗО, не рассматривая дело по существу - и лишь сейчас, после смены власти выпустили под залог.

И это человеку еще повезло - могли не в СБУ сдать, а в лесополосе прикопать.

 

4 июля Дзержинский районный суд города Харькова вынес решение о смене меры пресечения 54-летнему врачу, публицисту и писателю Игорю Джадану.

Вместо содержания под стражей ему был назначен залог в размере 154 тыс 880 гр. И уже 12 июля, после внесения залога, Игорь Джадан был выпущен из СИЗО.

 

Правозащитная платформа «Успішна варта» осуществляет постоянный мониторинг данного дела.

 

Напомним, Игорь Джадан был задержан неизвестными 29 апреля 2015 года в Харькове на выходе из больницы, в которой работал врачом. При задержании был избит. После трех недель незаконного ограничения свободы, 21 мая Игорь Джадан на носилках, в автомобиле скорой помощи был доставлен на допрос в СБУ, где и был задержан. После чего следственный судья избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей.

Джадан обвиняется по ряду статей против основ национальной и общественной безопасности за якобы участие в харьковском «Антимайдане» в апреле 2014 года и создание террористической организации.

В 2017 году других обвиняемых по делу Джадана поменяли по «Минским соглашениям». Игорь Джадан заявляет о своей невиновности и продолжает отстаивать свою позицию в суде.

 

Начиная с декабря 2018 года дело по сути не слушается, а только продлевается мера пресечения в виде содержания под стражей. Игорь Джадан безальтернативно находился в СИЗО более 4-х лет.

Правозащитникам «Успішна варта» удалось пообщаться с Игорем Джаданом о решении суда и реакции прокурора, состоянии здоровья после 4-х лет пребывания в СИЗО, а также перспективах его дела.

Публикуем полный текст интервью.

- Как Вы себя чувствуете после более 4-х лет в СИЗО?

Понятно, что дома в любом случае лучше, чем в тюрьме. В моём случае - это ещё и избавление от тяжёлой бронхиальной астмы, которая мучила меня всё это время, и которую по сути врачи не лечили. Приходилось лечить себя самому, при поддержке родных и друзей с воли.

Также в ходе незаконного похищения и содержания меня под стражей без санкции суда, которое в моём случае длилось больше 3-х недель, я получил переломы позвоночника и костей голени, которые по сей день дают о себе знать.

- А с чем связываете решение суда? Почему после 4-х лет пребывания в СИЗО суд внезапно решил выпустить Вас из-под стражи?

- После отсидки в следственном изоляторе на протяжении 4 лет и 2 месяцев я не осуждён ни по одной статье обвинения, что само по себе ясно указывает на недостаток доказательной базы. Попросту говоря дело было «состряпано», и разумеется, в подобной ситуации за такой срок я был бы оправдан любым непредвзятым судом.

Однако в Украине при режиме Порошенко суд был сами знаете какой...

 

В конце 2014 года, после революции, была принята скандальная поправка к уголовно-процессуальному кодексу (ч.5 ст. 176 УПК Украины – прим. ред.), в которой обвиняемые по политическим статьям были лишены права оспаривать содержание под стражей, и выходить под залог или домашний арест. Это по сути означало, что по решению прокурора, ведь именно он выдвигает обвинение по соответствующим статьям, человек может неограниченно долго находиться под стражей в СИЗО.

И не имеет даже малейшей возможности подать апелляционную жалобу на такое решение. Причём отсутствие доказательств вины ничего не означало.

Как и в моем деле.

Судебный процесс бесконечно затягивался. А я продолжал находиться в СИЗО. Разумеется, это не могло длиться вечность. И рано или поздно....в моем случае не могу сказать, что рано. Но ситуация должна была переломиться. И как только политическое давление ослабло, произошли долгожданные изменения.

 

Как мы знаем, в июне Конституционный суд отменил вышеуказанную поправку, как противоречащую принципу верховенства права. И также позволил оспаривать решения районных судов о мере пресечения в апелляционном порядке.

Вскоре после этого, 4 июля, Дзержинский районный суд города Харькова вынес решение о назначении мне суммы залога в 154 тыс 880 гр.

- Тяжело было найти такую сумму?

- Разумеется! После более, чем 4 лет отсидки своих средств у меня практически не оставалось, но друзья помогли семье найти эту сумму. И уже 12 июля после внесения залога я был выпущен из СИЗО.

Интересно, что на свободу меня «подняли» из штрафного изолятора, куда меня поместили незадолго до этого. Якобы за «оказание сопротивления сотрудникам администрации» тюрьмы.

- А как отреагировал прокурор на решение суда?

- Не думаю, что прокурор не предполагал такой возможности. Прокуратура в курсе политических изменений, происходящих в стране. То, что я всё время пребывания в суде требовал проводить заседания чаще, чтобы поскорее доказать свою невиновность, а прокурор, наоборот, всячески затягивал дело, постоянно откладывал опрос свидетелей, само по себе говорит о многом.

Чтобы стало яснее:

за весь 2018 год прошло всего лишь 2 заседания суда, когда дело рассматривалось по сути. Были опрошены свидетели обвинения, которые, кстати сказать, в основном свидетельствовали о моей невиновности, а некоторые вообще не были со мной знакомы.

Все остальные заседания были посвящены механическому продлению санкции на мой арест. Аналогичными темпами меня судили и в предыдущие годы.

Если бы я действительно совершил то, что мне вменяют, суды очевидно проходили бы совсем по-другому.

- Как Вы оцениваете перспективы Вашего дела?

- Как и прежде я не признаю своей вины и готов бороться до конца, до победы, до оправдательного приговора либо снятия с меня всех обвинений прокуратурой. Кроме того, моё незаконное задержание, пытки и содержание под арестом уже обжалованы в Европейском суде по правам человека, жалоба принята к рассмотрению.

Следующее заседание суда по моему делу назначено на конец августа сего года.

- Что пожелаете или посоветуете другим политзаключённым, которые до сих пор в СИЗО?

- Конечно же я желаю скорейшего и достойного освобождения! Репрессивная система страны представляет собой монстра, чудесным образом выживающего при любых перетрубациях.

Трудно сказать, когда она была создана, но уж точно она существовала задолго до большевистского переворота. Читайте классиков русской и украинской, а также и европейской литературы...

Следует сопротивляться её натиску, не теряя присутствия духа никогда.

Кстати сказать, политические дела тут вовсе не исключение: признаки фальсификаций, давления, проплаченных обвинений усматривались также во многих неполитических делах. О которых мне поведали мои сокамерники в харьковском СИЗО.