"Мы осознали главный урок нашей истории - слабые не выживают."
"Мы похожи на дерево, которое имеет глубокие корни в нашей древней земле, нашей древней традиции, и при этом поднимает свои листья к небу. Я считаю, что это секрет Израиля. Я также считаю, что это секрет Индии."
Выступление премьер-министра Биньямина Нетаниягу на конференции "Диалог Райсина"
Выступая 16 января на конференции "Диалог Райсина", в которой принимают участие государственные деятели, министры, высокопоставленные государственные служащие и представители академических кругов со всего мира, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, в частности, сказал:
«Намасте!
Премьер-министр Моди, мой дорогой друг, дорогой друг Израиля, я благодарю Вас от имени израильского народа за тот исключительный прием, который Вы нам оказываете, и за возможность выступить на этом форуме с участием достойных гостей из многих стран, из Индии и из Израиля. Спасибо Вам за этот волнующий визит и за предоставленную возможность обсудить те вызовы, которые ставит перед нами будущее, и то, как мы можем работать вместе для достижения процветания, безопасности и мира.
Сначала я хочу рассказать вам, как мы в Израиле преодолели одну из стоящих перед нами проблем. Мы - небольшой народ, живем в маленькой стране, "чуть-чуть" поменьше, чем Индия - ну, гораздо меньше, чем Индия! Природных ресурсов у нас нет, нет и великих рек. Иордан - великая историческая река, но это, увы, всего лишь поток. И все же мы, как мне думается, стали сегодня силой, заметной на мировой арене, и я хотел бы описать вам тот путь, который мы прошли, а затем обсудить, что мы можем сделать вместе.
Я подумал о пройденном нами пути вчера, на великолепной церемонии в доме президента Индии, и осознал, что 75 лет назад наш народ был похож на лист, носимый ветром. Треть нашего народа была уничтожена, стала пеплом, и все же - вот, я здесь, я представляю еврейский народ в великой Индии, одной из великих держав планеты. Что привело к этой метаморфозе?
Наше осознание основного урока еврейской истории, простого урока истории нашего бушующего региона - слабые не выживают. Выживают сильные. Вы заключаете мир - с сильным. Вы заключаете союзы - с сильными. Вы можете поддерживать мир, будучи сильным, и поэтому первая задача Израиля со времен нашего первого премьер-министра Давида Бен-Гуриона состояла в том, чтобы достичь минимальной силы, необходимой для обеспечения нашего существования. Однако каков должен быть источник такой силы? Есть разные варианты ответа на вопрос, что такое национальная мощь. Есть "мягкая" мощь и "твердая" мощь. Мне нравится идея "мягкой" мощи, однако "жесткая" мощь часто подходит лучше.
Что это значит? Что значит "обладать мощью"? Ну, военная мощь - это первая необходимость. Вам нужны F-35, вам нужны подводные лодки, вам нужны перехватчики, вам нужна кибербезопасность, вам нужна разведка. В случае Израиля вам нужен максимум разведывательной информации, чтобы компенсировать наши малые размеры. Одно качество характеризует все эти упомянутые мной элементы. Они стоят денег - много денег, и со временем они стоят все больше и больше. Поэтому оборона - предпосылка безопасности, а безопасность всегда на первом месте - оборонные расходы - это большие деньги, равно как и образование, равно как и здравоохранение, инфраструктура - все те потребности, удовлетворения которых справедливо ждет от нас народ после того, кака мы смогли обеспечить нашу безопасность.
Откуда же взять все эти деньги? Они поступают из второго источника силы нации - экономической мощи. Я рассматриваю задачу обеспечения нашего будущего в зависимости от трех источников. О военной мощи мы говорили; теперь поговорим об экономической. Как вы добиваетесь экономической мощи? Конечно, вам нужно образование. Мы с премьер-министром Моди говорили о том, как мы воспитываем нашу молодежь. В случае с Израилем у нас есть одна большая машина образования. Она называется Армия обороны Израиля, куда приходят все, и где мы проводим обучение, предоставляем технологические знания, даем представление об основных технологиях будущего - в том числе и в гражданском обществе.
И все же нам известны страны, где были образованные люди, высокообразованные люди, экстраординарные математики, физики, металлурги, - и эти страны не достигли экономической мощи. Напротив, они рухнули. Я говорю о бывшем Советском Союзе. Если бы вы взяли в советские времена одного из этих математиков и перенесли его или ее, в Калифорнию, в Силиконовую долину, они бы в течение двух недель начали производить прибыль, поскольку необходимым требованием для появления технологий, инноваций, изобретательности являются свободные рынки или хотя бы более свободные рынки. Технологии и прибавочная стоимость производятся фирмами. Фирмы разрабатывают технологию, совершенствуют ее, приумножают ее, изобретают ее заново. Наличие таких фирм в экономике имеет критическое значение, и поэтому политика, которая обеспечивает рост и дает вам конкурентное преимущество - это такая политика, которая позволяет фирмам вести бизнес. Это и называется "быть дружественным к бизнесу".
Должен сказать, что я был совершенно поражен, когда узнал вчера, что премьер-министр Моди продвинул Индию на 42 места вперед в глобальном индексе легкости ведения бизнеса. Премьер-министр Моди точно понимает, о чем я говорю. Другими словами, если вы хотите иметь экономическую мощь, вы должны уменьшить налоги, упростить налогообложение и сократить бюрократию. Правительство может способствовать экономическому росту. Правительство может блокировать экономический рост. Поэтому главная задача лидеров Индии и Израиля - сократить бюрократию, рубить ее, как я люблю говорить, при помощи мачете, с помощью топора, чтобы фирмы могли заниматься своим основным делом - бизнесом. Это дает нам экономическую силу. Мы сделали это в Израиле. Мы превратили экономику, которая была очень централизованной и очень бюрократизированной, в свободную рыночную экономику, которая позволяет цвести технологическому гению нашего народа и нашей молодежи.
Это то, что порождает стартапы. Стартапы производят молодые люди, тысячи из них. В тот момент, когда мы создали этот климат, этот климат творчества и предпринимательства, таланты сами пробивают себе дорогу. Я считаю, что этот второй вид мощи имеет решающее значение для первого. Я считаю, что рост военной мощи и военного влияния зависит в конечном счете от экономической мощи, а экономическая мощь обеспечивает и другие жизненные функции общества.
Мы достигли этого перехода к более либеральной экономике, и мы абсолютно привержены продолжению этого процесса, потому что знаем, что мы находимся в нескончаемой гонке. Экспоненциальный рост, о котором вы говорили, достигается сегодня сочетанием Больших Данных, коммуникаций и искусственного интеллекта. Страны, которые смогут завоевать будущее - это те, которые будут внедрять инновации по этим направлениям. Будущее принадлежит тем, кто внедряет инновации. Те, кто внедряют инновации, будут делать это в условиях все более свободного рынка. Это то, что мы все должны делать. Мы это делаем. Индия делает это.
Теперь, установив нашу военную мощь и нашу экономическую мощь, мы сейчас развиваем третий аспект нашей силы - дипломатический. Под этим я понимаю способность создавать альянсы и развивать отношения с другими странами. Только в прошлом году я посетил шесть континентов - Азию, Африку, Европу - в Африке я побывал трижды за полтора года - Южную Америку, Северную Америку и Австралию. Растет число стран, с которыми у нас есть торговые отношения, культурные отношения, технологические отношения, отношения в сфере безопасности. Это очень важно для нас, чтобы расширить наши позиции в мире, чтобы иметь такие международные связи, которые в конечном итоге обеспечивают наше будущее. Военная мощь. Экономическая мощь. Дипломатическая мощь.
Однако я верю, что есть и четвертый аспект национальной мощи - это сила наших ценностей, наших традиций. На симпозиуме в ООН об израильских технологиях, которые помогают изменить Африку, африканские лидеры спросили меня: «В чем секрет Израиля? У нас в Африке много проблем, и вот, приходите вы и вместе с нами находите им решения. В чем секрет? Вы же такая маленькая страна. Как вы это делаете?"
Я ответил: «Да, мы особенные люди. Мы похожи на дерево, которое имеет глубокие корни в нашей древней земле, нашей древней традиции, и при этом поднимает свои листья к небу. Мы продолжаем искать, сомневаться, задавать вопросы, пробивать новые пути. Новые ветви тянутся ввысь, а корни уходят все глубже". Я считаю, что это секрет Израиля. Я также считаю, что это секрет Индии. Здесь все очень похоже - мощные традиции, древние культуры, которыми мы так глубоко гордимся, и те же любознательные умы, которые тянутся к небу, постоянно ищут новые решения. Я думаю, что это - основная характеристика двух наших народов.
Я также верю, что есть у нас еще одно связующее звено - возможно, оно самое важное. У нас особые отношения. Из всех государств у нас особые отношения с демократиями. Индия - самая густонаселенная демократия в мире. Она демонстрирует, что человечество может управляться на принципах свободы, что мы можем обеспечить права человека, то, что делает его жизнь достойной - право мыслить так, как мы хотим, говорить, как мы хотим, верить в то, что хотим, в обществе плюрализма, многообразия и свободы. Это - суть Индии. Это - суть Израиля.
Итак, четвертый элемент, который объединяет нас - это наши ценности, и самое важная из них - ценность демократии. Я полагаю, это не просто мимолетный роман. Сейчас мы переходим с однополярной дороги к многополярной. У нас есть исключительная связь с демократией, изавестной как Соединенные Штаты Америки. У нас есть исключительные отношения с демократией, известной как Канада, и другими странами. Причина, по которой я упоминаю о важности демократий, состоит в том, что, хотя у нас есть отношения с большинством стран мира, если мы хотим жить в мире, который уважает и соблюдает международные нормы - то, о чем Вы, премьер-министр Моди, все время говорите - тогда мы должны, конечно, быть способны защищать эти нормы, а демократические страны являются в этом естественными союзниками. Мы, естественно, симпатизируем Индии. Когда я проходил по улицам Индии, как я только что делал в Агре, я видел симпатию и дружбу людей. Кто-то сказал мне: мы так счастливы, что вы дружите с нашим премьер-министром и что он дружит с вами. Мы дружим с вами! Мы дружим с Израилем. Это - естественная дружба и естественное партнерство демократических и свободных народов.
Сегодня наш образ жизни находится под угрозой. Прежде всего, стремление к модернизации, стремление к инновациям подвергаются угрозе со стороны радикального ислама и его террористических проявлений, способной подорвать систему международных отношений. Я считаю, что одним из способов преодоления этой проблемы является укрепление отношений между нашими двумя великими демократиями - альянс демократий, который, как мне кажется, важен для обеспечения нашего общего будущего. Я считаю, что наши общие возможности бесконечны. Мы обсудили в ходе моего визита, как конкретно мы можем укрепить позиции наших стран в гражданских сферах, в сфере безопасности - везде. Я с нетерпением жду начала реализации этих планов.
Я хочу еще раз поблагодарить Вас за предоставленную мне возможность приблизить Индию к Израилю и Израиль - к Индии. Ваш исторический визит создал прецедент. Вы - первый лидер Индии, посетивший Израиль за три тысячи лет - будем надеяться, до Вашего следующего визита не пройдет так много времени. Я знаю это. Я хочу рассказать вам, как мы в Израиле рады развитию наших отношений. Я хочу сказать вам, что мы верим в Индию, как вы верите в Израиль. Удачи Индии. Удачи Израилю, и да благословит Бог индийско-израильский союз».
Комментарии
Но в Индии 140 млн. мусульман, и цивилизация Великих Моголов создавалась ими.
В этом куске текста тон выбран неверный.
Никогда ранее так не было.
Надеюсь евреи в Израиле не очень подаются красивым речам, но смотретя и на результаты радьоты