История еврейского Ватикана — легенды

На модерации Отложенный

Могло ли католическое христианство когда-то быть во главе с евреем? История Ватикана и еврейские знания рассказывают легенды, некоторые из которых определенно выдуманы, а вот другие – более достоверны.

Мысль о том, что высшей фигурой в католическом христианстве может быть еврей, кружилась на протяжении тысячелетий, заинтриговывая как евреев, так и христиан. Это было легендой и удобным обвинением для политических соперников. Но был ли когда-нибудь еврейский папа?

 

Да. Или, скорее, это зависит от того, как вы определяете евреев и как вы определяете папу.
История о папе Андреасе, впервые напечатанная на идише в 1602 году, утверждала, что христиане похитили Андреаса в детстве, и он поднялся по церковным рядам до папства, оставаясь в душе религиозным евреем.

 

Легенда передавалась сквозь века, собирая в себя фрагменты из разных источников. И вот, например, в книге «Еврейские сказки и легенды» писательницы Гертруды Ланды есть отрывок о том, как архиепископ Майнца изгонял еврейских людей из города, но папа Андреас не дал этому случиться, потому что всегда очень поддерживал еврейство. Также, согласно легендам, Андреас однажды встречает своего отца, раввина Шимона, которого еврейская община отправила в Рим. Шимон не узнал своего уже взрослого сына в папских одеяниях, но понтифик вспомнил отца. Тогда Андреас предложил раввину сыграть в шахматы. Во время игры папа применил прием, который знали лишь он и отец. Тогда Шимон наконец узнал своего сына.

Все это походило бы на выдумку, если б не пару моментов:
1) в X-XII игры в шахматы уже были очень известны в еврейском обществе;
2) раввин Шимон – реальный человек.

Он жил в Майнце во второй половине X – начале XI веков. Как гласят источники, он был мудрецом и поэтом, а также управлял одной из еврейских общин в Германии. И что более интересно, в его творчестве встречается упоминания сына Эльханана (так Гертруда Ланда в своем сборнике называет Андреаса);
3) доказано, что в указанные года жизни Шимона, действительно было изгнание евреев из Майнца. Их обвиняли в том, что они пытались привлечь к иудаизму католического священника.

Есть предположения, что образ Андреаса в легендах создавался на реальных прототипах. Один из таких – антипапа Анаклет II. Он родился в римской семье, но есть сведенья, что его прапрадед был евреем, принявшим христианство. А второй возможный прототип – понтифик Александр III. Оба отличались по-особенному положительным отношением к евреям. Они делали все, чтобы защитить еврейское население. Александр III, к примеру, запретил католикам насильно обращать иудеев к своей религии. Кроме этого не разрешалось лишать евреев жизни и вредить им в любом виде. Для того времени это был прорыв в отношениях с иудеями.

Конечно, утверждать исходя из этого, что есть правда, а что – выдумки, нельзя. Но одно ясно точно – дыма без огня не бывает. Все эти факты говорят о том, что евреи всегда помнили и будут помнить свою историю – о плохие и хороших временах, а также о тех евреях, кто оставался верным себе, народу и был настолько велик, что заслуживал называться главой церкви и государства.