Безопасность ядерных реакторов в Израиле

На модерации Отложенный

В связи с выходом сериала «Чернобыль» на сайте Института исследований вопросов национальной безопасности (INSS – The Institute for National Security Studies) при Тель-Авивском университете опубликована статья «Безопасность ядерных реакторов». Авторы статьи – Узи Илам и Гилад Шер. Узи Илам – бригадный генерал в отставке, в 1972-1973 гг. был заместителем, а в 1973-1975 гг. – начальником Управления НИОКР МО и АОИ (МАФАТ). Далее демобилизовался, в 1976-1986 гг. руководил Израильской комиссии по атомной энергии (КАЭ, создана 13.06.52). В 2002 г. награждён Премией безопасности Израиля по совокупности заслуг. Гилад Шер – полковник резерва (в прошлом командовал 8-й резервной бронетанковой бригадой), юрист, арбитр и посредник, старший исследователь в INSS в области национальной безопасности и разрешения конфликтов.

Статья рассказывает о ситуации с ядерной энергетикой в наши дни, её достоинствах и недостатках, о крупнейших ядерных авариях на АЭС (Три-Майл-Айленд 28.03.79, Чернобыль 26.04.86, Фукусима-1 11.03.11). Далее о наиболее современных реакторах 3-го и 4-го поколения, а в конце статьи – краткое описание ситуации в Израиле. Для начала опишу ситуацию по другим источникам.


В Израиле нет АЭС. Ещё в 1958 г. правительство заявляло намерении построить АЭС, с тех пор тема обсуждалась неоднократно. Вопрос строительства одной АЭС мощностью 1,300 МВт обсуждается уже более 25 лет, было даже выбрано место строительства (Шивта в Негеве). Последний раз этот вопрос подымался в прессе совсем недавно, в апреле 2019 г. Пока же в Израиле работают два небольших исследовательских реактора, оба принадлежат КАЭ, оба построены внутри герметичных железобетонных куполов.

Первый расположен в Ядерном исследовательском центре «Нахаль Сорек» вблизи кибуца Пальмахим и города Явне. Построен по договору с США, заключённому в 1955 г. в рамках программы «Атом для мира» президента Эйзенхауэра. Это реактор IRR-1 производства американской компании AMF, легководный реактор бассейнового типа (pool-type light water nuclear reactor) с тепловой мощностью 5 МВт.

Запущен 16.06.60. Находятся под контролем МАГАТЭ.

Второй расположен в Ядерном исследовательском центре в Димоне. С августа 2018 г. Центр носит имя Шимона Переса. Построен в период 1957-1964 гг. при содействии французских фирм. Реактор IRR-2, тяжеловодный (heavy-water nuclear reactor) на природном уране, запущен в конце 1963 г. (точная дата неизвестна, в разных источниках пишут о 1964 или «между 1962 и 1964 гг.»). Оригинальная тепловая мощность 24 МВт, однако реактор был модернизирован, утверждается, что тепловая мощность достигла 75 МВт.

Возвращаюсь к статье. Авторы подчёркивают, что ни Димона, ни Сорек не имеют такого степени уровня риска, как реакторы АЭС. Даже при наличии сбоев невозможно сравнить ожидаемые последствия с тем, что может произойти на АЭС и произошло в описанных в статье авариях. Особое внимание уделяется безопасному хранению и постоянному охлаждению топлива, завершившего свою функцию, но продолжающее излучать радиацию и выделять тепло.

Подчёркивается малая мощность реакторов. Для Сорек названа мощность в 5 МВт, как указывают и другие источники, для Димоны конкретная мощность не названа, сказано лишь, что «количество расщепляющегося материала на два порядка меньше, чем у энергетического реактора мощностью 1,000 МВт». Реактор в Димоне постоянно обслуживается и модернизируется, этот процесс будет продолжаться до того дня, когда реактор будет отключён и заменён новой ядерной системой.

Существует порядок регулярного глушения реактора для проверок и технического обслуживания. В рамках техобслуживания заменяются различные детали, такие как клапаны, трубы для охлаждающей воды и др. В каждом цикле обслуживания проходит проверку стальной корпус, внутри которого находятся топливные стержни реактора, и который постоянно подвергается «бомбардировке» нейтронами. Если персонал реактора придёт к выводу, что состояние корпуса угрожает безопасности – реактор будет немедленно окончательно выведен из эксплуатации.