О КОЛЛЕКТИВНОМ ТОВАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ — ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ МИРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

На модерации Отложенный

О КОЛЛЕКТИВНОМ ТОВАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ — ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ МИРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Провал „Перестройки", развал Великой Державы со всеми крайне отрицательными и даже губительными для народов последствиями, дикий разгул американской имперски-воинствующей „демократии", многочисленные экономические и политические катаклизмы последнего времени, в том числе нынешние революционные бунты в арабских странах, показали, что адекватного понимания путей общественного развития и, соответственно, адекватной политической линии человечество, к сожалению, не имеет.

И именно в этом главная причина того краха, который потерпела ещё не так давно великая держава и тех бедствий, которые обрушили на её народы инициаторы и идеологи пресловутой „перестройки". „Перестраивать", не имея ясного понимания природы „перестраиваемого" и конечной цели „перестраивания", — значит заведомо обречь начинание на провал. Не знали, что и для чего строят, — вот и получили развалины.

Длительное время доминировавшая концепция К. Маркса потерпела оглушительный крах, а вместо неё новой, адекватной концепции не предложено. Однако „свято место" пусто быть не должно — это неприемлемо и даже опасно (насаждаемая потерпевшими моральный крах „строителями" и „перестроителями" коммунизма поповщина очевидно бесперспективна — это идеология даже не позавчерашнего дня).

Поэтому я решаюсь предложить своё видение данной проблемы, то есть каково реальное развитие человеческого общества, то, что должно было делать, что сделано не было и что, может быть, ещё не поздно сделать.

На сегодня мировое сообщество находится на стадии развитого капиталистического производства. Это неоспоримый факт. Ясно, что оно не может задерживаться на этой стадии бесконечно долго — дальнейшее развитие неизбежно приведёт к перерастанию нынешнего производства в следующую, более развитую форму. Весь вопрос в том, что это за форма и в чём её экономическая суть.

Попытка построения „предугаданного" в XIX веке и „подкорректированного" в веке XX посткапитализма — коммунизма-социализма — оказалась неудачной. Ошиблись её идеологи — действительное общественное развитие идёт, скажем так, в несколько ином направлении. Путь абсолютизации экономической монополии с сосредоточением её в руках государственно-бюрократического аппарата привёл не к устранению пороков капитализма, как это наивно предполагали великие идеологи, а к их умножению (единственный капиталист — государственно-бюрократический аппарат — оказался экономически неэффективным и, соответственно, политически и социально несостоятельным; мало того что дефекты капиталистического способа производства устранены не были — они даже усугублены ещё и абсолютной монополией). И именно в этом заключается главная экономическая причина того краха, который постиг советский коммунизм-социализм, являвшийся по своей сути абсолютным капитализмом.

Сегодня с весьма достаточным основанием можно утверждать, что следующим после капитализма этапом развития общества необходимо должен стать этап коллективного товарного производства (кто хочет и может, волен предложить другое видение этой проблемы или хотя бы попытаться опровергнуть данное видение).

Экономическая суть его предельно проста:

Это такое же товарное производство, как и производство капиталистическое, в технологическом смысле между ними нет никаких отличий.

Отличие социальное. Если капиталистическое производство организует капиталист (индивидуальный или ассоциированный или даже абсолютный в виде государственного аппарата — это в принципе безразлично, отличие в основном в масштабах), то коллективное производство организует самоорганизованный коллектив непосредственно самих наёмных работников, осуществляющих процесс производства.

В результате в структуре такого субъекта товарного производства начисто отсутствует прибыль (при „реорганизации" капиталистического субъекта производства она исчезает). Это не означает отказа от дохода, в том числе чистого дохода (чистый доход, если интересна экономическая его суть, есть разница между суммарной стоимостью продукта, выраженной в цене продажи, и суммарными же издержками его производства — в нормальной динамической экономике эта разница для ориентированного на общественные потребности производства всегда существует) — просто чистый доход не превращается в прибыль, так как капиталист отсутствует и присвоить его физически некому; а коль так, то коллектив, присваивающий его, может тратить его не только на те цели, на которые его тратит капиталист, к тому же гораздо более эффективно, но и на цели, в принципе отличные от тех, на которые его тратит капиталист.

В результате цена производства (точнее, цена, назначаемая товаропроизводителем, цена производителя) перестаёт включать в себя прибыль капиталиста (только издержки производства, „себестоимость" — и более ничего!) и становится принципиально ниже цены капиталистически произведенного продукта. А это в свою очередь позволяет снизить и цену продажи (и даже при необходимости ниже рыночной стоимости) и уверенно „обыграть" капиталиста в конкурентной борьбе.

Принципиально более высока экономическая эффективность такого производства очевидна.

Капитализм в своё время „обыграл" ремесленное и кустарное производство за счёт снижения затрат на самого трудящегося человека, сделав его наёмным, товаром, в определённом смысле рабом и тратя на его содержание не доход, как у кустаря и ремесленника, а оплачивая его как товар, что было вследствие экономической детерминированности существенно дешевле и, следовательно, выгоднее — цена товара, произведенного капиталистическим способом, могла быть принципиально ниже цены такого же товара, произведенного способом кустарного производства.

Коллективное товарное производство (производство уже не капиталиста, а самого этого „товара"!) „обыграет" производство капиталистическое в принципе таким же и даже более эффективным способом — за счёт исключения из структуры цены производства „святая святых" капитализма — прибыли капиталиста, — то есть за счёт упразднения самого капиталиста как общественно-экономической фигуры. И именно в этом смысле и только в этом смысле пролетариат (класс наёмных работников) действительно является „могильщиком капитализма". Умирает капитализм сам. Пролетариат же его только хоронит.

Это и есть тот самый социально-экономический идеал современной эпохи, во всяком случае, так его вижу я (повторюсь: кто хочет и может, пусть предложит другой; в свои времена К. Маркс и В. И. Ленин предлагали, причём последний не только предлагал — результат, увы, известен). И только за него по большому счёту имеет смысл бороться.

Хотим мы того или не хотим — процесс перерастания производства капиталистического в производство коллективное неотвратим. Весь вопрос в том, в какой стране, у какого народа и когда он начнёт своё победное шествие. Ясно, что именно эта страна и этот народ и займёт лидирующее положение в мире. Советский Союз свой шанс в этом смысле упустил („идеологов" и „реализаторов" „Перестройки" таки есть за что „благодарить").

Жаль, но, похоже, славянский мир (Россия, Украина) этот шанс также упустят или почти уже упустили (и по сей день в общественной жизни доминируют всё те же „ломостройщики", а то и откровенный криминал) — Россия, разворовав и растранжирив себя, пошла традиционным полицейским путём, Украина же погрязла в бесконечном воровском хаосе, сменившейся откровенной диктатурой ворья... Совершенно ясно, что оба пути ведут в никуда, то есть в депопуляцию и исчезновение народов с лица планеты.

Необходимо коренное, принципиальное изменение экономической и в конечном итоге всей социальной политики.

Государство — этот институт управления и угнетения, „уверенно" ведущий народ к неизбежной гибели, — должно, опомнившись, сказать решительное „нет" частнокапиталистическому, к тому же, если сказать правду, воровскому „предпринимательству" и столь же решительное „да" предпринимательству коллективному. И если нынешние государства на это неспособны, они должны быть заменены другими государствами. Люди, если они люди и хотят жить, обязаны это сделать.

И другого выхода из тупика нет.

Так, может быть, среди людей таки найдутся Люди?!

А. И. Торубара

22 декабря 2006 г. — 25 февраля 2011 г.