Был ли Бисмарк антисемитом?

На модерации Отложенный

Когда 1-го апреля 1815 года будущий объединитель Германии Отто фон Бисмарк появился на свет, термина «антисемитизм» еще не существовало в природе. К моменту смерти «железного канцлера» в 1898-м это понятие уже два десятилетия как было введено в оборот и даже считалось весьма «модным».

Отвечая на вопрос о том, можно ли назвать Бисмарка антисемитом, следует иметь в виду разницу, которую вкладывали в это понятие в разные исторические эпохи. Был ли он «классическим юдофобом» начала XIX столетия, питавшим отрицательные чувства к иудейской религии, «современным антисемитом», ненавидящим еврееев как «расу», или же этот незаурядный политик был полностью свободен от каких-либо предрассудков в отношении народа Израиля? 

Хотя жизни и деятельности Бисмарка посвящена обширная литература на разных языках, вопрос о его отношении к евреям и антисемитизму чаще всего обходился исследователями стороной. Этой теме целиком посвящены лишь две монографии: вышедшая в 1921 году «Бисмарк и евреи» (Bismarck und die Juden) Отто Йолингера и появившаяся в 1977-м «Золото и железо» (Gold und Eisen) Фрица Штерна, повествующая о взаимоотношениях канцлера с прусским придворным банкиром Герсоном Бляйхредером. 

В любом случае, Бисмарк, в отличие, скажем, от композитора Рихарда Вагнера, избегал участвовать в антисемитских дискуссиях и не превращал юдофобию в краеугольный камень своего мировоззрения, отмечает на страницах немецкого издания Jüdische Allgemeine профессор Еврейского университета в Иерусалиме Моше Циммерман.

Об отношении канцлера к евреям следует судить не по словам, а по проводившейся им политике, считает Циммерман. С одной стороны, Бисмарк при принятии единого свода законов Германской империи в 1871 году инициировал акт о полном гражданском равноправии евреев. С другой — антисемитские настроения в период его нахождения у власти процветали и делались все популярнее. В 1881 году Бисмарку была подана антисемитская петиция с требованием ограничить права евреев, которую подписали четверть миллиона граждан. Петицию эту Бисмарк оставил без внимания, но не осудил.

Историки отмечают, что антисемитизм в германском обществе был в значительной степени спровоцирован проводившейся Бисмарком антилиберальной политикой, однако сам канцлер относился к юдофобскому движению без особой симпатии, считал его крайне популистским и сомнительным. 

Главной целью своей политической деятельности Бисмарк считал объединение Германии. Ради ее достижения политик вступал в контакты с влиятельными политическими и общественными деятелями, в том числе еврейского происхождения. Особое место в его биографии занимают отношения с лидером Всеобщего рабочего союза Фердинандом Лассалем, одним из основателей германской социал-демократии. Вскоре после принятия Бисмарком поста премьер-министра Пруссии в 1862-м Лассаль сумел убедить его, что введение общего избирательного права послужит превосходным инструментом для объединения Германии под прусской гегемонией. 

Выступая в 1878 году в рейхстаге, Бисмарк вспомнил уже покойного к тому времени Лассаля: «Это был один из даровитейших людей, с которыми мне приходилось сталкиваться, интереснейший собеседник. Это был человек честолюбивый в благородном смысле слова... Наши беседы длились часами, и я всегда жалел, когда они заканчивались».

Говоря о теме взаимоотношений Бисмарка с евреями, обычно вспоминают речь в прусском ландтаге, произнесенную им в июне 1847 года при обсуждении вопроса о даровании приверженцам иудаизма всей полноты гражданских прав. Политик, только начинавший тогда свою карьеру, заявил, что не является врагом евреев. «Я желал бы, чтобы они пользовались всеми правами, кроме права на власть и на занятие правительственных постов.

Когда мне представляется, что еврей становится депутатом или министром, которому я должен подчиниться, то я чувствую себя униженным и оскорбленным, теряю бодрое, радостное и гордое настроение. Чувство это я разделяю с массой, с низшими слоями народа, и этого общества не стыжусь», — заявил Бисмарк. 

В источниках отмечается, тем не менее, что с конца 50-х годов со стороны Бисмарка не наблюдалось ни одного антиеврейского выступления или действия. Интересен в этой связи следующий исторический факт. 5 сентября 1866 года на Ораниенбургерштрассе в Берлине состоялось открытие величественного здания главной синагоги Пруссии, на котором присутствовали многие государственные деятели во главе с Бисмарком. Спустя 72 года, в ноябре 1938-го во время погрома Хрустальной ночи, когда нацистские молодчики попытались синагогу поджечь, квартальный полицейский Вильгельм Кройцфельд остановил вандалов, предъявив им документ об охране здания как памятника архитектуры и сообщил, что на его открытии присутствовал сам Бисмарк. Ныне на здании синагоги помещена мемориальная доска, увековечившая поступок смелого полицейского.

Особое место в биографии объединителя Германии занимают его взаимоотношения с банкиром Герсоном Бляйхредером. Бляйхредер, происходивший из состоятельной еврейской семьи, жившей в Берлине на протяжении нескольких поколений, был представителем банка Ротшильдов в столице Пруссии. Любопытно, что подзаголовок книги Фрица Штерна «Золото и железо» сформулирован так: «Бисмарк, Бляйхредер и строительство империи». Дело в том, что главным препятствием Бисмарка на пути к созданию единого германского государства стали амбиции правителей двух с лишним десятков мелких немецких королевств и княжеств, не желавших лишаться политической самостоятельности. Однако союзником Бисмарка оказался Бляйхредер, удачно сочетавший в себе качества финансиста и политического советника. Этот человек выручал Бисмарка в самых критических ситуациях, обеспечивая реализацию задуманных им грандиозных планов, оставаясь при этом по большей части в тени и не выпячивая свои заслуги. Бляйхредер вместе с другими финансистами выделил средства на ведение Австро-прусской войны 1866 года. Считается, что поражение Австрии в этом конфликте сняло последние препятствие перед объединением Германии вокруг Пруссии. 

Личность Бисмарка занимает заметное место в трудах не только исследователей истории Германии, но и в работах историков сионизма. Бытует мнение, что именно деятельность «железного канцлера» вдохновила Теодора Герцля на создание книги «Еврейское государство», ставшей программным документом сионистского движения. 

Незадолго до Первого сионистского конгресса, состоявшегося в 1895 году, Герцль обратился к Бисмарку, уже давно ушедшему к тому времени на покой, с просьбой дать оценку его планам создать еврейское государство в Палестине. «Только такой великий человек как Бисмарк, с помощью железной иглы сшивший отдельные германские куски в единую империю, сможет вынести решения относительно того, имеют ли мои планы право на жизнь», — объяснил свой поступок Герцль. 

Причина, по которой Герцль обратился к Бисмарку как к третейскому судье, до конца неизвестна. Может быть, он считал канцлера свободным от антисемитских предрассудков. Возможно, наоборот, полагал что именно его юдофобия (как и юдофобия большинства тогдашних немцев) позволит поддержать сионистскую идею, предусматривающую массовую эмиграцию европейских евреев в Палестину. 

Так или иначе, но об отношении Отто фон Бисмарка к сионизму мы скорее всего никогда не узнаем: на просьбу Герцля он ответил в своей обычной манере, просто проигнорировав ее.