К 23 февраля. Рассказ из времен Гражданской войны. Васька по прозвищу Максим
Над Россией гремел восемнадцатый год. Не успела закончиться Империалистическая война, как загорелась кровавым рассветом Гражданская. То тут, то там, по бескрайним просторам бывшей Империи, вспыхивали бои и сражения, и в их огне гибло старое, и рождалось новое время. Много книг еще не написано и много боевых эпизодов еще не известно. Вот один из них...
Отряд Рабочей Красной Гвардии Луганских мунуфактур отступал. Кадетов вроде было меньше, но сбить их никак не получалось, уж больно ловко они дрались. Да и, конечно, они, мабуть, не у станка стояли, а воевать учились, а для рабочих эта наука новая. И вот к белякам подмога подошла. И надо поспеть до реки побыстрее добраться: там за рекой Лукиянкой свои, и артиллерия у них стоит на прямой наводке, кабыть прикроют. Только как быстро доберешься? Тут и раненые, да и обозы какие ни какие, и ведь бархлишко же не бросишь честно экспроприированное.
Рота товарища Канапушина держала высотку в западной стороне, надо было пропустить обоз и только потом подтянуться к основным силам. Комиссар наш, товарищ Павлов-Римус, еще третьего дня ускакал на последней годной тачанке за подмогой, но что-то его пока не слышно. Кадеты два раза накатывались редкой цепью, но два Максима -это два Максима. Отогнали красногвардейцы кадюков свинцовой пургой, да рано обрадовались.
Откуда-то издалека бухнула трехдюймовка. - "С закрытых позиций бьют сволочи, "- сказал товарищ Канапушин. Он был из дезертиров, но повоевать немного успел и кое-что в военном деле кумекал. - "Ну-тка, всеми стволами, по мельнице дербалызните, мужики. Там точно наблюдатель сидит".
Оба Максима и две дюжины винтарей ударили по мельнице, видневшейся в полуверсте, но редкие выстрелы кадетской пушки всё точнее нащупывали пулеметные точки. Один пулемет вместе с расчетом влетел в грязно-огненном кусте взрыва. Второй пулемет опрокинуло и осколком снаряда разбило станок. Канонада закончилась, видно у беляков был капец со снарядами, но легче от этого не стало, потому что кадеты снова пошли в атаку, и одними винтарями ее было не остановить, а отступать еще рано, вон обоз тащится, да и некуда отступать. Как спустимся с высотки и как беляки ее займут, так положат нас как тетеревов на току, стрелки-то они хорошие, не нам пролетариям чета. Эх, хоть бы пулемет один, так ведь нетути. Два пулемета героически погибли под снарядами, а одного увез товарищ комиссар.
К командиру подбежал Васька Пудовый со стволом Максима в руках. Здоровенный хлопец, полностью соответствующий своей фамилии, косая сажень в плечах и рост соответствующий. - "Товарищ командир, там еще две ленты пулеметных осталось, патроны вынать из них, или чо?" - спросил даже не запыхавшийся от такой тяжести красногвардеец.
И тут Канапушина осенило. - "Васька, а ну вставай на колено и клади пулемет себе на плечо, раз ты бегом эти полтора пуда таскаешь незапыхавшись, то и пулеметным станком у меня послужишь за милую душу".
Через несколько минут, импровизированная пулеметная точка хлестнула свинцовой струей по наступающим цепям белых. Две ленты Васька выдержал, а потом заорал благим матом. Закипевший пулемет хорошо ошпарил ему плечо, щеку, да и спине досталось. Но атака кадетов к этому времени захлебнулась, и рота спокойно смогла отойти и соединиться со своими. Когда Председателю РВС товарищу Троцкому рассказали об этом случае, он лично приехал в отряд и наградил Ваську и товарища Канапушина часами. А Ваську после этого до самого конца Гражданской звали в отряде (а позднее и в полку) "Васька - Максим".
В России пулемет Максим стал неким харизматичным символом Гражданской войны, наряду с Маузером, Наганом и трехлинейкой. И уж, конечно, Максим четко ассоциируется с конармейской тачанкой (хотя первым тачанку изобрел Нестор Махно). Ну, а песни "Тачанка" и "Так-так-так говорит пулеметчик", посвященные Максиму, поют до сих пор. Максим не устарел и в конце ХХ века. Он успешно воевал и в Африке, и в Афганистане, и в Индокитае по обе стороны фронта.
Пулемет Максим был сконструирован Максимом Хайремом Стивенсом в 1884 году.
Комментарии