Современная задачка для мудрецов Талмуда

На модерации Отложенный

При рассмотрении музеем «Яд-Вашем» вопроса о присвоении звания Праведника народов мира к кандидатам предъявляется ряд условий и требований. И те из них, которые поначалу кажутся вполне определенными (нееврей, спасающий евреев), порой порождают довольно непростые проблемы, связанные с внутренней противоречивостью исторического понятия «еврей».

 

Одна из таких проблематичных ситуаций – присвоение звания Праведника еврею, сознательно принявшему христианство до прихода нацистов, и спасавшему евреев. В этом случае спаситель, по словам бывшего директора Отдела праведников «Яд Вашем» Мордехая Палдиэля, не считается евреем и теоретически может получить звание Праведника. Что прямо противоположно по смыслу галахическому закону о еврейском статусе.

И при этом, «Яд-Вашем», кажется, не определил для себя противоположный сюжет: когда нееврей совершает гиюр и в этом качестве спасает евреев. Так, Амфиан Герасимов – старовер, который совершил гиюр, спасал евреев во время войны, уже будучи евреем, однако это не помешало «Яд-Вашем» присудить ему в 1979 году первому из россиян звание Праведника.

В нарушение собственных требований или все же нет? Звание вручается еврею прошлому или еврею настоящему?

 




И обратная ситуация. Освальд Руфайзен, уже после спасения им нескольких сот евреев во время войны, принял христианство – случай, не рассмотренный «Яд-Вашем». Ему было отказано израильским МИД в статусе еврея, но можно ли ему присуждать звание Праведника? С одной стороны, он спасал евреев, будучи евреем, и звание Праведника ему не должно присуждаться по требованиям «Яд-Вашем». С другой стороны, в настоящее время, например, он уже евреем не считается, по определению того же «Яд-Вашем», и звание Праведника может получить.

Вполне талмудические задачки.