Бейсболка от Трампа для аятоллы Хаменеи

На модерации Отложенный Предвыборные маневры американского президента в отношении Ирана

 

Внешняя политика Дональда Трампа сегодня подчинена одной утилитарной внутриполитической цели — переизбраться в ноябре следующего года. Эта новая политическая реальность стала очевидной на прошлой неделе по ходу обострения конфликта с Ираном.

 

Сначала были подрывы танкеров в Персидском заливе 12 мая и 13 июня. Вашингтон обвинил в диверсиях иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР), но в Москве и в европейских столицах доказательства того сочли недостаточными. В мае Трамп приказал перебросить в регион 1500 военнослужащих, дополнительные системы ПРО и ПВО, а также направить в Аравийское море авианосец USS Abraham Lincoln.

Но воевать Трамп не собирался категорически, поскольку затяжная война могла лишить его шансов на выборах.

Следующим ходом иранцы сбили зенитной ракетой дорогущий ($131 млн) большой и тихоходный американский стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk, который летел на высоте более 15 км вдоль границы иранских территориальных вод в Ормузском проливе у входа в Персидский залив.

Командование КСИР само похвасталось, что 20 июня они сбили этот беспилотник. Он, кстати, построен без использования стелс-технологий, его хорошо видно на экране радара издалека, уклоняться от ракетного удара он не приспособлен. Это не слишком сложная цель. КСИР заявил, что беспилотник нарушил иранское воздушное пространство, но это маловероятно: бортовой радар и оптико-инфракрасные датчики RQ-4 Global Hawk «видят» цели до 100 км вглубь, и залетать в Иран было бессмысленно.

Центральное командование США, которому подчинены все американские силы в регионе, естественно, обвинило КСИР в неспровоцированном нападении на невооруженный беспилотник. Пентагон подготовил операцию возмездия: ракетно-бомбовый удар по позициям ЗРК и радарным установкам КСИР, которые участвовали в уничтожении RQ-4 Global Hawk. 21 июня после совещания в Белом доме Трамп удар возмездия утвердил, но потом, когда нужно было дать окончательную санкцию, «отложил» операцию и сам потом публично подтвердил, что не хочет начинать смертоубийство из-за беспилотника.

Фото: Reuters

Американские военачальники были в целом довольны. На удар иранцы скорее всего ответили бы своим, и эскалация могла привести к региональной войне, для которой у Пентагона сейчас сил и средств на месте недостаточно (всего один авианосец). Демократы в Конгрессе и европейские правительства похвалили Трампа за сдержанность. Правые американские националисты-изоляционисты, что составляют значительную часть политической базы Трампа, также были довольны. Но явная непоследовательность и нерешительность Трампа расстроила другую, глобалистскую фракцию республиканской партии. В Израиле, где Трамп был до того всеобщим любимцем, теперь также обеспокоены, что своей нерешительностью он может спровоцировать Иран на еще более агрессивные действия.

В мае 2018 года Трамп в одностороннем порядке вывел США из иранской «ядерной сделки» (Совместный всеобъемлющий план действий, или СВПД). Остальные участники СВПД — Россия, Британия, Германия, Китай, Франция и Иран — осудили Трампа, но сделать ничего всерьез не смогли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тегерану радоваться? Евросоюз пытается защитить свою экономику от санкций США против Ирана

Вашингтон начал наращивать односторонние санкции против Ирана, угрожая также наказывать нарушителей из третьих стран. В результате иранский нефтяной экспорт (основной источник валюты) сократился, а в этом году может скоро вообще сойти практически на нет, поставив страну на грань выживания. Тегеран выполнял условия СВПД, но использовал дополнительные доходы на развитие собственного ВПК и разработку все более мощных баллистических ракет. Силами КСИР Тегеран наращивал свое военное присутствие и влияние в регионе, в Сирии, в Ливане, в Ираке и в Йемене. Односторонний отказ Трампа от СВПД приветствовали в Израиле, а также правые в США.

План Трампа был, похоже, простой — довести Иран до ручки максимально жесткими санкциями и тем понудить заключить новую сделку —

полный отказ от ядерной и ракетной программ, сворачивание военной экспансии КСИР в регионе в обмен на полное снятие санкций и технологическую помощь в создании газоэкспортной инфраструктуры.

В иранском секторе Персидского залива есть гигантские разведанные запасы природного газа, но у Ирана нет технологий морской добычи, сжижения и экспорта газа танкерами на мировой рынок, а так могли бы зарабатывать на газе побольше Катара.

По ходу истории с RQ-4 Global Hawk Трамп через посредников и публично вновь и вновь призывал Тегеран начать переговоры «без предварительных условий», чтобы заключить сделку напрямую. Трамп по убеждениям типичный националист-изоляционист, и в 2016 году он успешно использовал предвыборный лозунг Make America Great Again (MAGA) — «Сделаем Америку снова великой». Красные MAGA-бейсболки успешно продавались, его сторонники и сейчас их носят.

Чтобы иранские аятоллы наконец поняли, в чем счастье будущей сделки, Трамп разъяснил им попонятнее: Lets Make Iran Great Again (MIGA) — «Сделаем Иран снова великим».

Видимо, это надо понимать так: Трамп и верховный лидер (рахбар) Али Хаменеи встречаются, Трамп в красной MAGA-шапке, аятолла снимает тюрбан и надевает зеленую MIGA-бейсболку. Они обнимаются и подписывают историческую сделку. Израиль с Саудовской Аравией присоединяются в шапках собственного фасона. На Ближнем Востоке наступает всеобщий мир, и все богатеют. Великого миротворца Трампа легко переизбирают на следующий срок в Белый дом.

В Иране есть, наверное, националисты-монархисты, сторонники бывшего шаха, но они скрываются, а в Европе и в Америке иногда устраивают немногочисленные демонстрации протеста со старым имперским иранским флагом с гербом Льва-и-Солнца. Покойный шах Реза Пехлеви, конечно, оценил бы MIGA — он и сам пытался сделать Иран «снова великим». В 1971 году с дикой пышностью, созвав множество иностранных монархов и лидеров, он отметил 2500-летие Персидской империи, основанной Киром Великим из рода Ахеменидов.

Фото: Reuters

Шах рассорился с аятоллами, и сегодняшние лидеры исламской республики рахбар Хаменеи и президент Рухани — участники той революции, что 40 лет назад смела шаха и заменила его нынешней шиитской теократией.

Иранские лидеры не националисты, а исламисты-интернационалисты. Они до сих пор стремятся распространить свою исламскую революцию и власть на всю мировую исламскую общину-умму.

Для них Трампова MIGA совершенно неприемлема — это вроде попытки проклятых янки вернуть ненавистный шахский режим.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пролив взаимных провокаций. Кто стоит за обострением конфликта между Ираном и США

Националист-изоляционист Трамп, оправдывая свое бездействие после уничтожения беспилотника, начал публично разглагольствовать о том, что Америка теперь сама экспортирует нефть и Персидский залив ей неинтересен — «пусть там танкеры защищают Китай и Япония» — им, типа, нужнее. И еще, что следует вывести оттуда домой американских военных, что было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. Там, похоже, надеются не то чтобы впрямую победить Америку в войне, но нанести ей серьезные потери, и тогда, мол, нежелание долго и трудно воевать далеко от дома заставит Вашингтон уйти из негостеприимного региона, как ушли в свое время англичане, которые когда-то тоже все контролировали. Тогда победа над США, Израилем и Саудовской Аравией сделает аятолл вождями мировой уммы.

Переговоров и сделки с Трампом не будет — Хаменеи уже объявил, что это бессмысленно, что Трамп только притворяется сумасшедшим, а по правде он — «суперидиот» (first-class idiot).

Потому КСИР продолжит провоцировать военный конфликт с США в Заливе, хотя, наверное, иранцы постараются, чтобы мировая общественность винила во всем Трампа. Это нетрудно, с его-то репутацией.

В какой-то момент Трампу при всем нежелании придется дать санкцию всерьез ответить. Иначе не то что переизбраться, можно досрочно должности лишиться, если достаточное число сенаторов-республиканцев сочтет его поведение изменой и поддержит импичмент. Потому госсекретарь Майк Помпео и советник по нацбезопасности Джон Болтон, которые 21 июня настаивали на ударе возмездия, вполне спокойно перенесли его «отсрочку» и отправились оба в регион сколачивать антииранскую коалицию: Помпео — в арабские страны, Болтон — в Израиль, куда также прибыл для совместного заседания со своими американским и израильским коллегами секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Израиль и США будут уговаривать Москву ослабить связи с Ираном, а заодно постараются прозондировать через Патрушева возможную реакцию Кремля в случае, если силовое решение начнет реализовываться.

 

Павел Фельгенгауэр