Еврейский ботаник Аарон Ааронсон и «шпионское кольцо»
На модерации
Отложенный
Очередной парадокс становления Израиля как государства: шпионскую организацию NILI (аббревиатура фразы Netzach Yisrael Lo Yishaker – «Вечный Израиль не будет лгать» (Первая книга Самуила, 15:29) действовавшую в Палестине при турецком правлении во время Первой мировой войны, создал мирный ученый, ботаник и агроном Аарон Ааронсон, забывший свое призвание ради победы своей страны.
Основатель НИЛИ родился в Румынии, в Бакэу; ему было шесть лет, когда семья в 1882 году перебралась в Палестину. Отец, Эфраим Фишель, отец шестерых детей и талантливый фермер, стал одним из пионеров-основателей Зихрон-Яакова – одного из первых мошавов Первой Алии.
Барон Эдмон де Ротшильд оплатил обучение Аарона сельскому хозяйству во Франции. Затем наш герой занял должность сельскохозяйственного инструктора в Метуле, но отказался принять бюрократию администрации Ротшильдов; был уволен, вернулся в Зихрон-Яаков, открыл сельскохозяйственную лабораторию, занялся ботаническим картографированием Палестины и стал ведущим экспертом по этому вопросу.
Аарон Ааронсон. 1896 год
Кстати, Ааронсон был первым автовладельцем в Палестине и одним из первых владельцев велосипедов – он привез его из Франции.
В 1906 году во время поездки по Верхней Галилее он обнаружил свободно растущую полбу – «мать пшеницы». Это открытие и статьи в европейских журналах принесли ему научное признание. В 1909 году он отправился в США по приглашению министерства сельского хозяйства, затем при поддержке американских евреев основал сельскохозяйственную исследовательскую станцию в Атлите, а в начале Первой мировой войны использовал связи с США, чтобы получать и распределять в голодавшем ишуве американские пожертвования.
Что подтолкнуло ботаника к «шпионской» работе, мы не знаем. Но подозреваем, что началось это во время вторжения в 1915 году пустынной саранчи, уничтожившей посевы. По этому вопросу Ааронсон стал консультантом Ахмеда Джемаль-паши, полномочного военного и гражданского администратора Сирии, имевшего прозвище «кровожадный».
Позже, в 1919 году, военный трибунал в Стамбуле заочно приговорит Джемаля к казни через повешение – за организацию массовых убийств армян.
Высылка в Египет еврейских поселенцев и уничтожение армян убедили Ааронсона в том, что только освобождение от османского владычества спасет еврейский анклав в Палестине. Как консультант по уничтожению саранчи, он получил разрешение передвигаться по Южной Сирии, включавшей современный Израиль, делал подробные карты и собирал стратегическую информацию о размещении османских войск.
Вместе со своим помощником, другом сестры Сары и возлюбленным сестры Ривки Авшаломом Фейнбергом он организовал небольшую группу, поначалу состоявшую из членов семьи и друзей, и назвал ее NILI (мне не удалось выяснить, откуда взялось яркое словосочетание «шпионское кольцо», – прим. авт.). Они надеялись помочь британцам войти из Египта в Палестину без помех.
Александр и Ривка Ааронсон и Авшалом Фейнберг. 01.06.1915
Лидеры НИЛИ пытались установить связь с военизированной сионистской организацией «Ха-Шомер», но столкнулись с недоверием и подозрительностью. Британцы тоже проявили недоверчивость.
Только когда Ааронсон в конце 1916 года добрался до Лондона, он убедил англичан в ценности «шпионского кольца».
Большую часть следующего года он оставался связующим звеном в Каире, в то время как Сара, брат Александр, Авшалом Фейнберг, Йосеф Лишанский, братья Белкинды и другие – всего около двадцати человек – связывались с британским судном «Монеган», передавали для генерала Эдмунда Алленби информацию о погоде, турецких укреплениях и передвижении войск, железных дорогах, пустынных маршрутах и местонахождении водных источников в Беэр-Шеве и пустыне Негев. Но немецкие подлодки сильно мешали. НИЛИ переключилась на почтовых голубей.
В сентябре 1917 года голубь с сообщением (шифр был основан на иврите, арамейском, французском и английском языках), приземлился в доме турецкого губернатора Кесарии. Турки разгадали код. Последовали интенсивные обыски и аресты. Пытаясь перебраться в Египет, Фейнберг был застрелен бедуинами; Лишанский и Нааман Белкинд арестованы и казнены.
Казненные Йосеф Лишанский и Нааман Белкинд. 1917 год
Турки окружили Зихрон-Яаков и захватили множество людей. Сара сдалась, чтобы избавить старика-отца от ареста, и покончила с собой после четырех дней пыток.
В октябре 1917 года британская армия с помощью австралийской кавалерии удивила турок своим набегом на Вирсавию и открыла путь в Центральную Палестину. Иерусалим сдался в декабре, и четыреста лет османского владычества подошли к концу. Завоевание Беэр-Шевы было бы почти невозможным без огромного количества информации, предоставленной шпионами НИЛИ.
Через два года начальник Британской военной разведки генерал Джордж Мак-Доноу на лекции в Королевской военной академии в Вулидже сказал: «Вы, возможно, удивлены смелостью действий лорда Алленби в Палестине. Человек, не располагающий знанием ситуации, может подумать, что риск Алленби не был оправдан. Но Алленби с точностью знал от своей разведки в Палестине обо всех приготовлениях и движениях противника. Все карты врага были для него открыты, и поэтому он мог действовать с полной уверенностью. В таких условиях победа была предрешена до того, как он начал действовать».
Аарон Ааронсон уцелел, а после опубликования Декларации Бальфура стал активным участником кампании по расширению британско-сионистских отношений. Он погиб в авиакатастрофе в мае 1919 года над Ла-Маншем – по пути из Лондона на Парижскую мирную конференцию.
Поскольку НИЛИ никогда не координировала свои действия с Ха-Шомер и руководством ишува, отношение к ней оказалось скорее негативным. Организацию почти забыли – до момента, когда в 1967 году Дебора Омер опубликовала исторический роман «Сара, героиня НИЛИ», где описала противоречивую историю «кольца», сделав Сару Ааронсон легендой национальной борьбы.
В 2007 году в Израиле вышла книга «Сага Ааронсонов» Шмуэля Каца; в 2016-м в США – «Шпионы в Палестине: любовь, предательство и героическая жизнь Сары Ааронсон» Джемса Сродеса. В доме Ааронсонов в Зихрон-Яакове открылся музей НИЛИ. В честь «кольца» назван мошав Гиват-Нили и улицы во многих израильских городах.
А бо́льшая часть революционных ботанических исследований Ааронсона была опубликована лишь посмертно.
Комментарии
Полба на Руси известна не менее 300 лет.
При рассмотрении происхождения этого хлебного злака — полбы-эммеры выдающийся русский генетик Н. И. Вавилов обратил внимание на то, что сейчас она представлена в основном в культуре тех народов, которые до недавнего прошлого стояли, а некоторые и теперь стоят на сравнительно низкой ступени общественного развития: в Поволжье — это тюркские народы, на Кавказе — народы центральных предгорий, в Испании — баски, в Ираке — курды, в Эфиопии — первобытные горные племена. Она сохранилась, по мнению Н. И. Вавилова, с глубокой древности вместе с отсталым земледельческим укладом и архаическими обычаями.