Китай разрушает мечети и уничтожает культуру уйгуров

На модерации Отложенный

 На месте богато украшенного здания сторожки возле ворот мечети Керия Айтика, расположенной в западном Китае, теперь пустой участок земли.

Эта мечеть входит в число по крайней мере 31 мечети и двух уйгурских святынь, которые китайское правительство с 2016 года снесло или частично разрушило в китайской провинции Синьцзян. К такому выводу на основе анализа спутниковых фото пришли Guardian и Bellingcat, две британские группы журналистских расследований,.

Результаты анализа являются очередным свидетельством продолжающейся кампании репрессий правительства Китая против китайских уйгуров и других этнических мусульманских меньшинств.

 

“Руководство Коммунистической партии систематически пытается задушить уйгурскую культуру и искоренить исламскую веру”, – заявил 3 июня государственный секретарь США Майк Помпео.

С апреля 2017 года более миллиона уйгуров, этнических казахов и представителей других мусульманских этнических меньшинств содержатся в лагерях в провинции Синьцзян. Согласно сообщениям, в лагерях заключенных избивают, подвергают пыткам и заставляют отказаться от ислама.

Патруль службы безопасности возле мечети Ид-Ках в китайском регионе Синьцзян в 2017 году. Власти КНР нанесли ущерб другим близлежащим мечетям (© Ng Han Guan/AP Images)

“Ничто не является более четким сигналом уйгурам, что китайское государство хочет искоренить их культуру и разорвать их связь с землей, чем осквернение могил их предков, которые считаются святынями и играют важнейшую роль в истории уйгуров”, – сказал в интервью газете Guardian профессор Ноттингемского университета Райан Там.

Официантка выносит напитки из бара, устроенного в бывшей мечети в Синьцзяне (© Thomas Peter/Reuters)

Подробную информацию о конкретных мечетях трудно проверить из-за тотального тюремного контроля китайских властей над жителями Синьцзяна.

Сообщения из Синьцзяна свидетельствуют о том, что Китай превращает мечети в центры коммунистической пропаганды, развлекательные залы или бары, где подают алкоголь, который запрещен у мусульман (“харам”). По словам Рушана Аббаса, руководителя правозащитной организации “Кампания в поддержку уйгуров”, жители Синьцзяна не могут отрыто обсуждать ликвидацию мечетей из-за страха перед властями. Местные жители “не могут сказать: ‘Посмотрите, мечеть превратили в бар’, а вместо этого говорят: ‘О, у нас появился новый бар в здании, где ранее располагалась мечеть. Как замечательно’, – объяснил Аббас. – Но мы понимаем, о чем идет речь”.

Во время недавней поездки в Синьцзян корреспондент газеты Wall Street Journal Ева Доу обнаружила, что мечеть в центре города Аксу закрыли и переоборудовали в морг.

«В 2014 году мечети в Синьцзяне были полны народа, – сказал лектор Вашингтонского университета по социокультурной антропологии Дэррен Байлер на конференции по проблеме кризиса в области прав человека в Синьцзянь-Уйгурском регионе Китая, организованной в апреле этого года Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом. – Некоторые из мечетей все еще открыты, но перед ними установлены контрольно-пропускные пункты, поэтому в них никто в них не заходит”.