Россия вступила в период, когда пряники от власти будут слаще, а кнут – сильнее
На модерации
Отложенный
Кнут и пряник.
Возмущённая общественность гадает о причинах жёсткого разгона демонстрации в поддержку Ивана Голунова в День России. (Больше полутысячи задержанных – это, действительно, много).
Аркадий Дубнов, обращаясь к мэру и министру МВД, спрашивет: "Мужики, вы кого боитесь?", называя чиновников "трусами" (словно разгон таких акций, как и решение судьбы Голунова, – их компетенция).
Михаил Пожарский гадает в чём смысл полицейского "винтилова" за маечки – в центре праздничной Москвы, которая и так перекрыта в интересах "безопасности"?
Да и Голунов освобождён; в чём смысл "срывания всех и всяческих (маек)" – выражаясь словами классика?
Много разных версий, но если помнить о сюжете "дела Голунова" в целом, то разгоны, к сожалению, логичны. А надежды общественности на "здравый смысл" власти и "силу давления" не вполне убедительны.
Не оспаривая заслуг массового выхода на улицу, надо признать, что существенных причин прекращения "дела" было две.
"Крыса прогнулась" (по меткому определению наблюдателя) не только из-за близости "прямой линии президента" с народом, которая (в условиях падения рейтинга) обретает черты спецоперации по промывке мозгов и получает особое значение (вопросы о Голунове поменяли бы всю пропагандистскую повестку).
Но и по другой важной причине: Кремль очевидно был раздражён тем, что проблемы мелкой шайки (решавшей через УВД свои "проблемы" с журналистом) неожиданно вторглись в повестку дня шайки крупной.
Чувствительная для Путина пиар-операция "питерского форума" по вытаскиванию режима из мировой изоляции оказалась чуть не сорванной из-за топорных действий мелких "г*внюков" мэрского уровня.
Не зря уровень главной "отмашки" был президентским. Раздражение Кремля, помноженное на важность поднятия рейтинга (плюс – близость "линии") – главные причины отставок генералов в МВД, решения суда и реакции министра Колокольцева.
(Ещё до "обращения о просьбах президенту" об отставках он знал о принятом решении).
Именно настроения "хозяина" заставили систему разжать челюсти. Разумеется, без протестов этого бы не было. Но ещё недавно Кремль активно покрывал убийство Магнитского и коррупцию такой же мелкой шайки, как и в деле Голунова, в ущерб своей международной репутации.
Главная новость, видимо, в том, что сегодня режим оказался более чувствительным и болезненно-восприимчивым к сочетанию неблагоприятных для него факторов, одним из которых стал массовый протест.
Ясно, что борьба за "священный" рейтинг "пахана" имеет системное значение, поскольку "хозяин" с доверием в 30% теряет моральное право спрашивать с местной элиты "эффективности" и "уровня поддержки населения".
Введённые параметры эффективности губернаторов, призванные слать Кремлю сигналы об устойчивости системы, требуют и от самого Путина остановить падение своего рейтинга.
Так что случаи тупого произвола будут "точечно" пресекаться, если только это работает на рейтинг ("весь в белом" с "пряником" в руке – любимый ход).
Но одновременно массовый протест будет жёстко подавляться, чтобы дать понять "вдохновлённым массам" – кто принимает главные решения (конечно, не они).
Однако, тем самым режим вступает на скользкий путь: в раздаче пряников он становится слишком зависим от давления масс.
Попытка тонкого баланса между жестом навстречу общественности (в погоне за рейтингом) – и пресечением попыток давления протестующих (что может обрушить рейтинг слабой власти ещё больше) – нетривиальная задачка для "канатоходца" в условиях близкого шторма.
Проще говоря, мы вступаем в период, когда пряники от власти будут слаще, а кнут – сильнее. В интересах (разумеется) спасительного рейтинга.
Но вряд ли это сохранит баланс и жизнь канатоходцу.
Александр ХОЦ
Комментарии