Шавуот: о вручении и получении

На модерации Отложенный

Шавуот – это дарование Торы, растянувшееся на тысячелетия. Что, собственно, вручили нам у горы Синай? Почему мы все время возвращаемся к ней? Сколько можно получать Тору?

шавуот

  Еврейский народ выкован в горниле Синая. Над самой вершиной в черной туче вспыхивали молнии, гремел гром, и мы в страхе выглядывали из стана. Повсюду разносился трубный глас. Когда мы подошли к подножию, гора дымилась и содрогалась. И Моше отправился наверх по зову Творца.

Или Тора описывает вовсе не эту голливудскую картинку, а что-то гораздо более серьезное? То, что происходит в нас, сегодняшних. Может, туча легла на сердце? Может, то была гора ненависти, нависшей над нами в дыму и огне? Может, в нас гремели и пылали страсти, заставляя содрогаться до глубин естества?

Тора – не летопись о делах прошлого, наоборот, она описывает момент, когда решается наше будущее. Впервые от всех нас требуется четкий ответ: готовы ли мы принять взаимное поручительство как Закон жизни? Ведь именно это и есть "Тора" – инструкция о том, как стать поручителями друг другу. 

С тех пор из поколения в поколение передавался главный урок: однажды дарованную Тору надо получать вновь и вновь. Получать у горы ненависти (синá), под грохот стихий, бушующих внутри. Принимая этот Закон, мы жили вместе, на своей земле. Отвергая его, мы рассеивались среди народов.

И вот что удивительно в современную эпоху: "дарованная" нам земля Израиля, подобно Торе, тоже ждет, чтобы мы ее получили. С момента провозглашения независимости прошло почти 70 лет. Полвека назад мы воссоединили Иерусалим. Но это еще не поручительство, не народ, сплоченный, "как один человек с одним сердцем". Да, физически мы "вышли из Египта", вернулись домой – но внутренне еще не прошли через Синай и потому рискуем упустить свой шанс.

Современное государство Израиль – историческое окно возможностей. А главное – оно открыто не только для нас, но и для всего мира. Ведь сегодня все человечество превращается в пороховую бочку страстей. И наш выбор станет для него решающим.

Лекарство по требованию

Шавуот, как и все еврейские праздники, несет призыв к действию. Он светел, он полон белизны, но он непрост. Если бы достаточно было на секундочку взяться за руки и улыбнуться друг другу, мы бы уже давно выстроили здесь "город-сад" всем на загляденье.

Но нет. Нам предоставили землю и возможность жить на ней по-братски, а мы вместо этого мнемся, склочничаем, пьем друг из друга кровь и пытаемся хоть как-то решать проблемы по мере их поступления.

Судьба подарила нам уникальный шанс на единство, а мы даже не понимаем, чтó происходит. Лязгают острые углы, которыми мы сталкиваемся, людей душит безразличие, обжигает злоба, оглушает канонада секторальной вражды, но мы делаем вид, что все нормально. Ничего страшного. Жить можно. За плечами у нас такой опыт бедствий, что, как бы, грех жаловаться.

Но это же передышка, не более! На самом деле нас медленно, но верно придавливают к горе. К горе собственной ненависти. Мы не выглядываем из стана, но она все равно нависает над нами. Прямо сейчас.

Естественно, пока мы не замечаем ее, нам не нужна Тора. Где-то посверкивает, откуда-то обдает жаром, сердце порой рокочет "под капотом"… Но мы же на своей земле, а не в какой-то там пустыне, верно?

Нет. Мы там, где наши сердца. В пустыне бесплодных, бездушных отношений. И если мы вдруг обнаруживаем, как эгоизм раздирает нас на куски, если, попытавшись соединиться в нечто цельное, сталкиваемся с непреодолимым внутренним расколом – вот тогда нам нужна помощь.

Оказывается, "номинальный" выход из Египта – это еще не все.

Главное испытание ждет нас впереди. Все пути ведут к горе. И под ней, осознав наконец проблему, распознав болезнь, мы понимаем и принимаем лекарство. Оно и раньше лежало в этой "аптеке", но мы не чувствовали, что больны. Вот почему вручение Торы и ее получение – не одно и то же.

Эликсир или яд?

Тора – это лекарство, предназначенное исключительно для "внутреннего применения", для соединения между нами. Все наши беды, изгнания, крушения Храмов, скитания, гонения были вызваны беспричинной ненавистью, сделавшей нас далекими, чужими друг другу.

Тора позволяет нам сблизиться вновь, "выйти из-под огня". Однако если ограничиваться ее внешним применением, не устремляясь к единству всего народа, тогда "эликсир жизни" превращается в "смертельный яд".

Нет, это вовсе не метафоры, а четкие термины, к которым прибегают наши мудрецы. Не используя Тору или используя ее не по назначению, мы даже не видим, какой ущерб наносим сами себе. Иногда еще и кичимся "чистотой", хотя на самом деле погрязли в собственной грязи по уши. Крупные сектора в стране обитают "в параллельных мирах", почти не соприкасаясь. Некоторые живут за счет остального населения, да еще и противопоставляют себя ему под предлогом "праведности".

Если поднять глаза от повседневных забот, мы увидим, как далеко нас разбросало друг от друга. Мы не просто разобщены, нам приятно колоть, унижать, попирать. Каждый хочет быть успешнее, богаче, умнее, выше других. Особенно ярко это проявляется в зеркале СМИ, где пороки общества видны, как на ладони. Никто уже ничему не удивляется. Никому не стыдно.

Не самое приятное зрелище, зато все встает на свои места: мы блуждаем в пустыне человеческого естества, и оно горой вздымается перед нами. "И пришли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и расположился там Исраэль против горы" (Тора, Шмот).

Теперь у нас есть возможность получить помощь – инструкцию, силу, которая сблизит нас, так чтобы мы выстроили в обществе здоровые отношения и счастливо жили в своей стране. Таков текущий момент эволюционного развития: или мы повзрослеем сами и начнем использовать Тору по назначению, ради единства над всеми разногласиями, или невзгоды взросления заставят нас это сделать. По сути своей, ситуация, в которой оказывается любой ребенок, как только выходит из младенчества.

Средство на все времена

Лучшее, что мы можем сделать для себя и для мира, – это сплотиться у горы ненависти, горы своих сомнений и раскрыть в себе Моше – ту силу, что тянет (мошех) наверх. Она всегда срабатывает, если мы вместе.

Тогда мы поймем: не какие-то там беженцы из Древнего Египта расположились станом в пустыне, чтобы принять самый главный в жизни дар, а каждый, где бы он ни жил, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, стоит у подножия. Тут одна национальность – Человек. И сердце – одно на всех.

Тора, на самом деле, – мощнейший инструмент, который мы до сих пор не научились использовать. Поодиночке не дотягиваемся до него, а вместе взяться не готовы. Она обеспечит нам безопасность и процветание, она даст миру мир. Надо только свыкнуться с тем фактом, что она действует не в отдельном человеке, а между нами.

Ведь эгоизм проявляется именно по отношению к другим. Когда-то он вспыхнул при вавилонском столпотворении и потом всегда проявлялся в социуме, в отношениях между людьми.

Поэтому Тора предназначена для того, чтобы исправлять связь человека с окружением. В любые времена и на любом уровне технического развития. Ее не заменят новейшие средства коммуникации. Все, что у нас есть, без нее не будет работать правильно.

Только позитивная взаимосвязь позволит нам заложить твердую основу своего будущего.

    Михаэль Лайтман