Русская генетика

На волнах Орды пятничная рубрика «Русская генетика», здравствуйте, спасибо.

Вчера перед сном один из пациентов нашей палаты, взобравшись на табуретку, объявил, что Россия – страна невероятно скучная и не вносит посильного информационного вклада в международную повестку.

Все дело в том, утверждал пациент, что в России отсутствуют медийные тренды, за которые наши зарубежные партнеры могли бы хоть сколько-нибудь зацепиться. На фоне суетливо копошащегося в реальных и выдуманных проблемах мира Россия монолитна в своем тяжелом информационном спокойствии.

«Бред, - скажете вы. – У нас тут постоянно что-то происходит!»

Да, но нет. Поясним мысль нашего пациента.

Речь идет о медийных трендах, формирующих долгоиграющую повестку на территории отдельно взятого государства. Самый яркий пример – США, где гротескная медиа-машина способна тянуть на себе огромное количество трендов на протяжении долгих лет: борьба за вторую поправку и массовые расстрелы в школах, феминизм, права негров, нелегальная миграция. Наконец, не знаем, обратили ли вы внимание, но США за годы правления Трампа превратились в страну постоянной президентской кампании – и это еще один их долгоиграющий тренд.

Великобритания? Изи. Брекзит и все, что на него за эти годы налипло. Плюс ситуативный, но вечно зеленый тренд русских отравителей.

Франция? Протесты желтых жилетов и миграция.

Китай? Новый шелковый путь и постоянные территориальные терки с соседями. Теперь еще торговая война с США.

Ближний Восток и Южная Америка уже сами по себе регионы-тренды.

Короче, все кидают в информационную копилочку сколько могут.

Но не мы. У нас события носят разрозненный характер, появляются в медийном поле всполохами, но через пару-тройку дней затухают. Любая попытка втиснуть наши происшествия в какой-либо тренд заранее обречена на провал.

Иногда вам кажется, что вы увидели нехарактерную зазубрину на российском информационном монолите, но достаточно на мгновение отвлечься на упавшего рядом мотоциклиста или не попавшего в ноты ребенка – и вы вдруг понимаете, что та зазубрина вполне обычна: рукой не зацепишься, ногу не поставишь, да и вообще, президент уже отреагировал, местные чиновники вовсю полируют.

Екатеринбургский случай не превратится в трендовую войну с православными храмами по всей стране. Храмы никому не мешают.

Авиакатастрофа в Шереметьево не сформировала устойчивого внимания к российскому авиапрому. Полторы недели назад мы писали, что нужно подождать неделю-полторы – и про SSJ-100 забудут. Прошло полторы недели, и только МК продолжает вяло теребить свои анонимные источники, настаивающие на том, что любой уважающий себя самолет должен уметь сказать козлом и делать сальто на ВПП.

Медийные тренды в России настолько сложно создать, что нам приходится их импортировать – от хохлов, из Сирии, из США и НАТО, которым обыватель противостоит фоново, слово просматривая сериал.

Слезая вчера с табуретки, наш пациент предположил, что российский народ, возможно, с течением времени приобрел иммунитет к хайпу. И что это один из самых удачных его защитных механизмов в век бесконтрольного распространения информации.

[Орда] - родная, злобная, твоя