Россияне в «ножницах» долгов

Россияне попали в «ножницы» между долгами и доходами. ЦБ и рынок опасаются нового кризиса

АГН "Москва"

У россиян почти нет свободных денег, они снижают потребление, не ждут улучшений и не просто берут новые необеспеченные кредиты, а все больше перекредитовываются, следует из статистики ЦБ и данных социологов, о которых сегодня пишут «Ведомости» и «Коммерсант». На этом рынке назревает новый большой кризис.

Без денег и оптимизма

Вчера мы узнали, что у двух третей (65%) российских семей нет никаких сбережений, а у большинства остальных они не превышают трехмесячного дохода.

  • Сегодня выяснилось, что и без того плохие ожидания россиян ухудшились: квартальный индекс потребительского доверия (по версии The Conference Board и Nielsen) упал до исторического минимума — 62 пункта. Индекс падает с 2014 года, тогда он составлял 83.

  • В улучшение своих финансовых перспектив верят только 25% покупателей (минус 5 п.п.), а доля готовых тратить деньги упала до 14% (минус 7 п.п.). Доля потребителей, у которых есть свободные деньги, сократилась с 77% до 72%.

  • Число россиян, стремящихся экономить, выросло с 62% до 69%. До 57% выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты.

  • Падение потребительского доверия подтверждают другие данные. Ритейлеры видят, что покупатели очень чувствительны к ценам и рациональны в покупках. Торговые центры отмечают падение выручки на квадратный метр в непродовольственном сегменте, а это верный признак сокращения спонтанного потребления.

Ловушка для людей и банков

Одновременно с падением доходов растет потребительское кредитование, в котором усиливаются самые опасные для рынка тенденции, пишут «Ведомости». ЦБ настораживает скорость процесса: это может быть ловушкой и для населения, и для банков, цитирует издание первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина.

  • В I квартале россияне взяли 1,9 трлн рублей кредитов. Больше половины (1,05 трлн) — нецелевые необеспеченные кредиты. Выдачи розничных кредитов за год выросли на 16%, а ипотека — лишь на 3,5% (данные Frank RG).

  • Только в марте портфель необеспеченных потребительских кредитов вырос на 2% к февралю. Рост происходит прежде всего за счет увеличения размера кредитов, пишут аналитики ЦБ в последнем бюллетене «О чем говорят тренды».

  • Они объясняют это расходами населения на крупные покупки и ростом резервирования по кредитам со ставкой выше 10% с 1 апреля, из-за чего банки могли ускоренно выдавать кредиты.

  • Реальная причина может быть иной — банкам выгодно дать кредит побольше и на длинный срок, объясняет первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский: «Память о проблемах 2014 года оказалась короткой».

  • Много новых кредитов — рефинансирование существующей задолженности. У заемщика может быть 4–5 кредитов, которые замещаются одним более крупным, по более низкой ставке, но на длительный срок, рассказал аналитик Fitch Александр Данилов. В результате растет долговая нагрузка существующих заемщиков. Данилов тоже видит риск повторения кризиса 2014 года, когда из самых дорогих кредитов не возвращалась четверть.

Рост розничного кредитования — «объективный процесс, не нужно его запрещать», говорит Тулин, обещая контролировать скорость роста на стороне ЦБ.

Если экономическая ситуация стабильна, долговая нагрузка может долго расти без видимых последствий: «вряд ли в ближайшее время большая доля кредитов будет выходить на просрочку», цитируют «Ведомости» главного менеджера по управлению рисками Райффайзенбанка Андрея Порядина.

Почему это важно

Падение доходов при быстром надувании кредитного пузыря означает «ножницы» для населения. При любом серьезном экономическом потрясении кризис в банковской системе видится очень вероятным. ЦБ  пытается ограничивать рост потребкредитов и вводит предельную долговую нагрузку заемщика, но это не очень помогает.

Сергей Смирнов