Почему Россия "завязала" с изобретательством?

На модерации Отложенный

«Открыть закон Природы – это только понять то, что в Природе было всегда…

Изобрести что-то – это сделать то, чего в Природе никогда не было…»

 

Вот, наконец-то, у нас в России устами её Президента задан вопрос: что случилось с изобретательством в России? Почему нация, которая дала миру столько всего нового и прогрессивного вдруг (всего за каких-то двадцать лет) перестала изобретать? Куда смотрят начальники и прочие руководители?

Да, вопросы, конечно, не для средних умов… А ведь интересно посмотреть и проанализировать, чем нынешняя Россия отличается от СССР, когда от изобретателей отбою не было…

Ну, первый вопрос – почему люди вообще изобретают? Ответ прост: с одной стороны – жизнь заставляет, а с другой – потому что есть люди, которые просто не могут не изобретать: изобретающих согласно требованиям должностной инструкции я изобретателями не считаю, это пародия на изобретателя… Куда же это всё подевалось?

В СССР здраво понимали, что если не изобретать, не внедрять изобретения, то недолго и «за бортом» развитых стран остаться. Не секрет, что в первую очередь к этому толкало то, что мы всегда были окружены явными и скрытыми врагами, нужно было ковать меч для защиты и его постоянно усовершенствовали, делали с каждым годом всё мощнее и грознее. Не секрет и то, что самые продвинутые технологии, материалы, конструкции выходили из Военно-промышленного комплекса и ему ставить это в вину нельзя: такова специфика любого Военно-промышленного комплекса, в любой стране. Но изобретения и разработки делались, и рано или поздно они оказывались в обычной гражданской промышленности, а потом и у нас в руках.

Изобретатели в СССР были уважаемыми людьми: и журнал-то у них свой был «Изобретатель-рационализатор», и в профкомах НИИ и предприятий всегда были люди, которые за уровень изобретательства отвечали, и многое другое было – вроде премии за полученное Авторское Свидетельство. Да и для самоуважения считать себя изобретателем тоже многое значило… Всё это было…. И что со всем этим стало?

Когда страна развалилась и перешла к коммерческому пути развития (именно коммерческому, а не капиталистическому: там-то цену разработкам и изобретениям всегда знали), изобретения оказались чуть ли не самым неходовым товаром; изобретение требует разработки, развития, НИОКР, его ещё нужно внедрить где-то, вклиниться с ним в уже отлаженный механизм производства продукции, его нужно довести технически и технологически, найти и подготовить рынок сбыта. Да это же, господа, лет на пять, как минимум… На пять лет омертвить капитал, а потом ещё и не ясно «отобьётся» ли он? Многие из тогдашних предпринимателей сами себе не могли ответить на вопрос: а они-то через пять лет будут или нет?

Вот и потекли деньги в мелкую модернизацию и рационализацию, но деньги были маленькие, на таких не разбогатеешь и ничего существенного не сделаешь… Да и для наших предпринимателей верхом совершенства была продукция западных фирм, ибо они не очень понимали то, что руками пока потрогать нельзя. А тут хоть и дорого, но сердито: привезли, поставили, запустили – «отбивай» и получай прибыль. Самым совершенным, самым последним западные фирмы не торговали на сторону – кому нужен конкурент, «возьми, убоже, что нам не гоже». И брали, да ещё и радовались… Ну а уж когда на рынок вышел узкоглазый желтокожий молодой производитель с мизерными ценами – тут и вообще своё изобретательство и рационализацию можно было под оркестр вздохов и сожалений хоронить… Что и было сделано, изобретательство окончательно перекочевало в сугубо виртуальную сферу: разговоров много, а реалий – никаких.

Ну а само беспокойное племя изобретателей и рационализаторов, что с ним сделалось? Да, истинный изобретатель не может не изобретать, мозги у него так устроены, душу ему такую беспокойную Господь Бог при рождении дал. По началу многие кинулись в это бушующее рыночное море, но многие и потонули, а иные поняли: что ни изобрети, хоть антигравитационную платформу, прибыль от неё всё равно твой карман минует и достанется оборотистым людишкам с повадками тираннозавра и знанием арифметики в пределах двух действий – отнять и разделить. Так было всегда: изобретал Н.Тесла, а Эдиссон и Вестингауз только производили, внедряли и качали прибыль. Да ещё при этом и все затраты на разработку изобретения – за свой счёт: предприниматели рисковать в столь незнакомой для них области не хотели. Были, конечно, и исключения, но они только подчёркивали общее правило: твоё изобретение – твоя забота, я покупаю только готовый товар. Вот так всё и кончилось…

Я не буду тут приводить статистику, она однозначно удручающая…Закон об изобретательстве был чуть не целиком содран с аналогичных законов развитых капиталистических стран. Где они, законодатели, у нас тут капитализм, да ещё и развитый, нашли? Однако парламент и правительство этот закон подмахнули, «на вырост» что ли? И количество заявок на изобретения в течение 3-5-ти лет рухнуло раз этак в шесть – восемь… Вот тебе и вся статистика.

Для начала…

Ещё чуть более года назад подать заявку на патент стоило около трёх тысяч рублей… Многовато, но приемлемо… Теперь это же действо стоит шесть тысяч. И это только то, что ты переводишь в Москву согласно квитанции почтового ведомства. Всяческие консультации с «людьми знающими», поиск прототипов в патентных и обычных научно-технических библиотеках, почтовые расходы и т.д. – это всё сверх того.

Подать заявку на изобретение сейчас у нас в Самаре стоит около 15 тысяч, а в Москве – около 30 тысяч. Вот уж истинно – ныне изобретатель в любой российской семье хуже алкоголика: тот за такие деньги пьёт зловредную 4-5 месяцев (по средним расценкам пол-литры), и дома всё тихо и спокойно (если не буйный). Ну как средней русской жене объяснить, на что ты потратил эти 20-35 тысяч рублей? Она бы это спокойнее восприняла бы, если бы на любовницу – дело то привычное. А так для неё это деньги, выкинутые на ветер, а муж-изобретатель – дурак.

Те, кто может без проблем для семьи заплатить такую сумму за листок плотной бумаги с гербовой печатью – это очень редкое исключение. Вот и встаёт вопрос: кто же тут выиграл, а кто проиграл: изобретатель, который ещё неизвестно когда «отобьёт» потраченное, «Роспатент» и прочие кормящиеся, или государство? Я так думаю, что только «Роспатент» и иже с ним: только они получают деньги вне зависимости от результата.

Я не собираюсь спорить: всякая работа, даже перекладывание бумаг с одного угла стола на другой, стоит денег. Но сколько бы это стоило государству плати за всё это оно, даже с учётом того, что количество изобретений несомненно увеличилось бы? Не буду рассчитывать, но уверен, что намного дешевле, нежели оно теряет теперь, когда российские изобретатели патентуют свои разработки в иных странах – в Китае, Америке, Германии, Франции, даже на Островах Зелёного Мыса и Шри Ланка – только потому, что они и оформляют, и патентуют их за счёт либо государства, либо за счёт фирм, а потом ещё изобретателю и премию выплачивают. Воистину: скупой платит дважды.

Я не против того, чтобы оплачивать эту работу «Роспатента», но можно её оплачивать после того, как изобретение «сыграло», когда пошли выплаты? Тогда и автору не накладно, да и «Роспатент» внимательнее смотреть начнёт на предмет изобретения – а стоит ли патентовать ерунду, которую никто и никогда не купит?

 

 

Далее…

Ни одно изобретение не примут к рассмотрению и экспертизе, если ты не представил прототип; есть прототип – критикуй, предлагай своё решение, патентуй. А где этот прототип можно найти? В патентной библиотеке, просто в публикациях, хранящихся в других научно-технических библиотеках.

И хотя все эти библиотеки – государственные, но и там ты должен оставить часть своей зарплаты, заплатив за пользование фондами. Приходишь в такую патентную библиотеку со своим ноутбуком и портативным сканером – на тебя персонал смотрит как на фашиста: ты их лишаешь заработка за копирование тех же патентов и АС по цене от 1,5 до 3 рублей за страницу. А откуда знать, что вырисуется ближе всего в качестве прототипа для твоего изобретения, вот и заказываешь с запасом на весьма приличные суммы. То же самое в ИНТЕРНЕТЕ: ты можешь получить информацию о патентах и сами патенты, только если у тебя есть договор с «Роспатентом» на сумму несколько тысяч рублей за год пользования. В 2004 году это стоило 2000 рублей, сколько сейчас – даже лезть на сайт «Rupat.ru» и смотреть не хочу, наверняка больше.

И опять вопрос: кто же от этого больше всех выигрывает? Сама библиотека, изобретатель, государство? А никто: добавка к зарплате у библиотекарей от этого такая, что о ней лучше не вспоминать. И уж однозначно в проигрыше изобретатель: иной поиск прототипа столько времени и денег отнимает, что тот, кто до конца доходит – это стоик и фанат. Понятно, что таких много быть не может.

Не есть ли смысл, коли уж так припекло с инновациями и модернизацией, отобрать часть денег с Олимпстроя, где они пропадают в неизвестном направлении в огромных количествах, да увеличить раза в два-три зарплату этих библиотекарей, а пользование библиотеками сделать бесплатным? Вот о чём задуматься я бы посоветовал нашему Президенту. А то ведь сокращать часовые пояса – тут ума большого не продемонстрируешь.

Далее…

Вот наконец-то изобретатель получил приоритетную справку… Можно публиковать разработки на базе твоего изобретения, рекламировать, предлагать к внедрению. Но по истечении некоторого времени для поддержания твоих прав на твою же интеллектуальную собственность нужно платить пошлину. И платят... Некоторые... В течение нескольких лет… Потом бросают, потому что, чем дальше – тем дороже, а у любого изобретения свой срок жизни и, дай Бог, если это лет семь. Чаще всего – не более пяти лет. Просмотр информации о патентах на сайте «Роспатента» сопровождается цветными вставками: красный – действующий, зелёный – не оплачено, но можно восстановить, чёрный – потеряны всякие права и не восстановимо. Черного цвета больше всего… Кто же получает права на такие изобретения? А государство… По принципу «не мытьём, так катаньем»… Правда, с потерей 7-10 лет… Вот тебе и демонстрация поговорки: ни себе, ни людям…

            А почему бы государству, уж коли оно так печётся об инновациях, не выкупить патент сразу по рекомендациям своих компетентных служащих и не пустить его в работу пока он не «протух»? У государства намного больше возможностей внедрить его на предприятиях, где по заявлению Президента госсобственность составляет не менее 50%. Это будет дополнительным стимулом и для изобретателей не писать всякую мелочёвку для количества, а патентовать именно стоящие вещи, которые могут серьёзно помочь отечественной промышленности. Насколько мне известно, такой разворот вопроса ни в правительстве, ни в Думе даже не рассматривался никогда, хотя изобретатели о нём говорят уже много лет.

Второй вопрос, связанный с поддержанием прав изобретателя на свою интеллектуальную собственность – а как она защищена от посягательства? При детальном рассмотрении оказывается, что никак. Структуры, которая бы этим занималась, нет, всё в руках самого держателя патента: нашёл или узнал, что по твоему патенту кто-то что-то выпускает, не рассчитавшись с тобой, автором – подавай в суд. Может быть, такие суды и были, но я о них ничего не знаю. В 2000 в Шанхае мне перевели из их ежедневной газеты статью о патентном процессе над четырьмя фирмами, которые нарушили законодательство КНР по патентам: в результате три фирмы стали банкротами, а четвёртая ушла сильно потрёпанной. Что-то я о таком в России даже не слышал. Китайцы с удовольствием и большой пользой для себя просто воруют наши российские изобретения, но они либо потом договариваются с изобретателем, либо это просто никто не замечает. Так за что же мы платим пошлину в наши государственные структуры? Может пора спросить с них за сохранность наших изобретений или просто отлучить от этой кормушки?

И ещё…

Любое изобретение опирается на какой то прототип. А что происходит с прототипом, когда новый изобретатель получает права на более новое изобретение? А ничего, про него забывают. А ведь Ньютон когда то сказал: «Я видел дальше, потому, что стоял на плечах гигантов». Наше российское патентное законодательство заслуг автора прототипа никак во внимание не принимает. Новый изобретатель – враг автора прототипа и это нисколько не способствует созданию действительно больших изобретений: я, как изобретатель, заложу в формулу изобретения всё, что есть и ещё то, что возможно позже будет, но постараюсь в этот «огород» больше никого не пустить. Битва двух баранов на горной тропе. Нужно потребовать от изобретателя, чтобы он хоть и гипотетическими прибылями, но с автором прототипа делился. Как – это уже вопрос второй. Может быть этот момент позволит уменьшить количество патентов, в которых действительно новым (хотя и не всегда существенным) являются один-два пункта формулы, в то время как в прототипе их штук двадцать. Хочешь заработать – изобретай не для количества.

С этим же связан и ещё один вопрос. «Роспатент» по нынешним законам получает оплату за оформление и выдачу патента и за «поддержание прав», руководствуясь только количеством патентов: выдали патент – плати… Качество патентов никак не учитывается: ведь платит то изобретатель, государство ни при чём. Хочешь патент для того, чтобы похвастаться перед друзьями – плати и получай! Когда был ВНИИГПЭ, то за каждое АС между автором и экспертом шёл бой, иногда даже годами. Сейчас такого нет: выполнил все условия, оформил бумаги, приложил справку, что никогда не был узником царизма и не участвовал в Куликовской битве на стороне татар – заплати и получай. «… наш «Роспатент» щедро раздает патенты налево и направо - платите деньги.» -академик Кругляков.   В последнее время таких патентов стало очень много, и это тревожит: налицо замена смысла патента на бумажную толкотню вокруг идеи. Я бы на месте правительства принимал на работу экспертов на основе твёрдой ставки с условием прохождения в месяц не менее определённого количества патентов. Талантливый ты эксперт, быстро врубился в тему изобретения, быстро всё оформил и отослал – у тебя либо время освобождается, либо за премию можешь ещё заявки взять. И ежегодная аттестация на профпригодность. Раньше так и было.

Ну, пожалуй, хватит: тут достаточно изложено, есть над чем подумать.

Во-первых: вырисовывается очень большой монополист – «Роспатент», хоть и государственный, но ведёт себя весьма не по-государственному. Наверное, есть смысл поинтересоваться этим ведомством Антимонопольному Комитету?

Во-вторых: если хотя бы перечисленные «надолбы» и «рвы с нечистотами» не убрать с дороги инноваций, то всё остальное – это продолжение пустопорожней болтовни «в пользу бедных», ничего не сдвинется с мёртвой точки, как не сдвинулось и в течение прошедших 20 лет.

Обратите внимание: всё здесь изложенное – это ещё до того, как изобретение начнёт воплощаться в металл и пластик. То, что ждёт изобретателя далее – это отдельная большая повесть, трагикомедия, в которой трагичного много больше, чем комедийного.

Но об этом позже.

 

Н.А.Климов

Инженер и изобретатель, автор и соавтор 16 АС и ни одного патента, со стажем изобретательства под 40 лет.

Вторая часть статьи находится по адресу http://mail.yandex.ru/neo2/#message/1710000001761852685.