«Машины коммунизма». Как в Советском Союзе пытались запустить интернет
Если бы Сталин любил кибернетику и прожил на несколько лет дольше, единая компьютерная сеть, скорее всего, появилась бы в СССР.

Электронная вычислительная машина «Урал-2, разработанная специальным конструкторским бюро «СКБ-245» в городе Пензе при Московском заводе счетно-аналитических машин (САМ). 1962 г
Аналог современного интернета советские учёные могли бы создать и позже. Но помешали чиновничьи страхи.
Не только калькулятор
«Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку – кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группкой американских «учёных», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами» – так писал историк науки Михаил Ярошевский в своей знаменитой статье 1952 г. «Кибернетика – «наука» мракобесов».

Американский ученый, основоположник кибернетики Норберт Винер. Фото: РИА Новости
Сталин тогда был ещё жив, и к кибернетике относились с опаской. Тем не менее в СССР уже работала первая ЭВМ, производившая 3 тыс. операций в минуту, а лучшие умы штудировали книгу основоположника кибернетики американца Норберта Винера. Был среди них и молодой военный инженер Анатолий Китов. Для себя он сделал вывод: электронно-вычислительные машины когда-нибудь будут играть важнейшую роль в жизни людей. В те годы такая мысль звучала странно: считалось, что ЭВМ – это всего лишь калькулятор и, кроме как выполнять быстрые вычисления, она ни на что больше не годна.
Анатолий Китов был первым в СССР, кто защитил диссертацию по программированию движения военных ракет. В 1954 г. он возглавил вычислительный центр Министерства обороны, который сам создал. А через 3 года написал свой главный труд – «Электронные цифровые машины». В нём-то впервые прозвучала идея создать в стране автоматизированную систему управления. Такую, чтобы ЭВМ, разбросанные по всем уголкам Советского Союза, оказались связаны в единую сеть, которая будет собирать информацию, анализировать её и эффективно управлять экономикой страны.
В 1959 г. на стол Никиты Хрущёва ложится докладная записка полковника Китова. Она посвящена развитию вычислительной техники. Учёный предлагает организовать общенациональную компьютерную сеть многоцелевого назначения. Позже она получит название ОГАС – Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации.
Правительство даёт зелёный свет некоторым предложениям Китова: действительно, надо создавать новые ЭВМ и широко внедрять их в народное хозяйство. Но главная идея – создать в СССР автоматизированную систему управления – увы, остаётся без внимания.

Электронно-вычислительная машина «Наири». 1964 г. Фото: РИА Новости/ Николай Пашин
Но Анатолий Китов не сдаётся и в том же году пишет Хрущёву второе письмо. В нём предлагается ещё более масштабный проект – сделать единую компьютерную сеть и для военных, и для гражданских нужд. В мирное время она бы обслуживала народное хозяйство, а при нападении супостата мгновенно переключалась бы на оборону.
Предполагалось, что система объединит вычислительные мощности десятков тысяч предприятий, а обслуживать технику будут из центра. По мнению Китова, проект позволит совершить качественный скачок и Советский Союз обставит США в «кибернетической гонке».
Выступления учёного на эту тему вызвали резонанс в научной среде, а одна его статья была опубликована в США. Правда, самого Китова вскоре из партии исключили и с работы уволили. А всё потому, что критически высказался о системе управления – как в Министерстве обороны, так и в высших эшелонах советской власти. Он предлагал эту систему кардинально реформировать. Разумеется, партийным бонзам не понравилось, что их хотят заменить «электронными мозгами». Проект «советского интернета» был отклонён.

Анатолий Китов первым предложил создать автоматизированную систему управления, которую назвал ЕГСВЦ – Единая государственная сеть вычислительных центров. Коллаж АиФ
Кто боится ЭВМ?
Но у Китова хватало последователей. В 1962 г. в журнале «Коммунист» вышла статья физика Александра Харкевича. Он писал, что пора переложить на компьютерные сети задачи обработки и сбора информации – в условиях плановой экономики без этого не обойтись. Харкевич доказывал, что подобная система связи возможна лишь в социалистическом государстве. И излагал те самые принципы, по которым работает современный интернет.
Руководству СССР уже стала нравиться идея, что все экономические проблемы можно решить с помощью компьютерных сетей. За успехами советских программистов пристально следили и из-за океана. В ЦРУ было организовано спецподразделение по изучению «советской кибернетической угрозы». Один из советников президента Кеннеди писал, что если СССР создаст «замкнутые системы связи, в которые будут включены самообучающиеся вычислительные машины», то Америке придёт конец.
Ещё один ученик Китова, академик Виктор Глушков, развил идеи своего предшественника. Он добился того, что проект ОГАС был одобрен Косыгиным и начал реализовываться. Предполагалось, что через автоматизированные системы управления (АСУ) будут проходить электронные платежи и даже зарплаты. И это в 1960-е гг.! XXII съезд КПСС принимает программу, в которой подчёркивается важная роль кибернетики в развитии страны и построении светлого будущего. Советская пресса называет ЭВМ «машинами коммунизма», а под эгидой Академии наук СССР выходят сборники статей «Кибернетику – на службу коммунизму».
По предварительным оценкам, на создание «советского интернета» требовалось 20 млрд рублей. Позже сумма выросла до фантастических 40 млрд. Технологии развивались, проект постоянно обновлялся, а финансовых средств катастрофически не хватало. На предприятиях и в ведомствах формировались свои АСУ, но они не были связаны в единую сеть.
К тому же учёные столкнулись с противодействием со стороны чиновников. Те саботировали процесс и всячески затягивали его. Похоже, их, как и партийную верхушку времён Хрущёва, страшила мысль о том, что функции управления возьмёт на себя искусственный разум, а сами они останутся без мягких кресел. Был ещё один страх: беспристрастный компьютер мог вскрыть множество злоупотреблений, списаний и прочих «недочётов» на местах.
Проект ОГАС просуществовал почти 20 лет. Его продолжали утверждать на съездах партии, но было очевидно, что для его реализации не хватает твёрдой воли и сильной руки. Той самой воли и той руки, которые когда-то сделали возможными создание атомной бомбы и полёт человека в космос.
С началом перестройки о «советском интернете», к сожалению, окончательно забыли.
Комментарии
К сожалению во главе страны уже стояли идиоты и подрастающее им на смену племя корыстолюбивых уродов...
http://maxpark.com/community/7948/content/6715010
ЭВМ стоила очень дорого даже для предприятий.
Микропроцессоры тогда еще не изобрели, а на дискретных элементах ЭВМ работала очень медленно
Приведу пример: июль 1975 года, знаменитая стыковка, "рукопожатие на орбите", "Аполлон-Союз", прямая трансляция из ЦУПа.
Поступает порция телеметрии от нашей системы, и - ничего не происходит.
Комментатор Пётр Пелехов спрашивает у инженера: почему?
Тот отвечает: ждём подтверждения американцев.
По моим наблюдениям, временной лаг составил порядка 15 минут, позднее специалисты говорили, что запаздывание американской информации составляло 20 минут.
Наша "старушка" БЭСМ-6 опережала хвалёную американскую технику раза в 3!
Но эти успехи были перечёркнуты закупкой американских IBM, которые не просто выдавили нашу технику, но навязали нам тупиковую ветвь развития...
Та эмуляция - результат той подлой сделки по закупке IBM-360, когда многие наши "программеры" стали переучиваться на "фирменную" технику с соответствующей идеологией.
Или почти всё - если вспомнить об алгоритмах работы.
Именно прогрессивная идеология организации вычислений - тот "козырь", который едва не выбили из наших рук ушлые модернизаторы-приватизаторы...
И ЕС - "Семейство "Ряд" - действительно, была почти копией ИБМ...
Во-первых, создать свою операционную систему - не так уж и сложно. В стране плюнуть некуда - программист на программисте, и все только рады сочинить что-нибудь своё.
Каких вентилей не хватало, и тем более - хлеба - оставляю на вашей совести.
И уж о "медь шла на патроны" - постыдились бы врать.
А вот с тем, что при ЕБН всё полетело в тартарары - согласен...
А в одном Ленинграде только я знаю по крайней мере пять факультетов, выпускающих программеров.
И не надо гнуть пальцы - " Вы в основном наверно интерисовались как говорил Жванецкий сроками забоя крупного рогатого скота"...
=" Компьютер может включить Игрушку запустить и куда дискету сувать и уже программист"...
В ЛГУ (Ленинградском Государственном ун-те) помимо матмеха специалисты в вычислительной математике обучались на факультете ПМ-ПУ, но и кроме ЛГУ, успешно работали в этом направлении Политех, ЛИТМО, даже ЛЭТИ, не говоря о всяких военных ВУЗах.
А на чём работали ваши подельники-цеховики - меня не интересует.
Программист далеко не всегда связан с "железом".
Но снабженцу это объяснять - как воду решетом носить.
А вору-несуну - тем более...
Инженер-электронщик - уважаемая профессия, ничего не имею против, и даже более того - преклоняюсь.
Но речь-то не о комплектации.
Речь - об идеологии построения автоматизированных систем управления и их работы.
"Минно-торпедного института" в Питере - не знаю. "Корабелку" - знаю. Об Александре Сгибневой - даже не слышал.
Эво, куда хватили!
Я - про 1960-е да про 1970-80 говорю. Тогда всё начиналось-развивалось.
Хотя - начиналось-то ещё в конце 1950-х и в 1960-е.
Именно в 1968 году в университетах появились факультеты прикладной математики и процессов управления (ПМ-ПУ). Математики (матмехи и мехматы) называли их "приматы".
"...Я б на при-мате без мученья
Зачёты стала б в срок сдавать,
Не знала б горечь отчисленья,
И занялась бы управленьем,
Хоть не люблю я управлять!.."
- Из шуточного парафраза "Письма Татьяны Лариной".
Причём здесь английский? Нормальный выпускник матмеха (или мехмата) и ПМ-ПУ и т.д. ОБЯЗАН читать на английском.
По-моему, Вы просто не в теме и лишь хотите блеснуть эрудицией.
"Когда там появился Фортран"...