Живи по Божиему велению, а не по науке?

Сейчас, когда нынешней властью объявлен курс на модернизацию, а РПЦ отведена роль ее «духовной основы», то церкви волей неволей тоже приходиться «модернизироваться». Можно смело предположить, что богословие в ближайшее время, по аналогии с советскими ВУЗами, займет место научного коммунизма и будет преподаваться в качестве универсальной методологии всех наук. Все кто постарше помнят, наверное, анекдот про выпускные экзамены в медицинском институте, когда выпускник не мог ничего ответить на заданный вопрос о двух скелетах и только после риторического вопроса профессора: «Чему же вас учили шесть лет?», вдруг вспоминает, что это, наверное, Маркс и Энгельс.

Можно напомнить, что в Средние века существовала концепция, согласно которой творчество, в том числе научное, есть соперничество с Богом, ибо творить - это прерогатива Творца, а потому, следовала мораль, что творчество есть грех.  В 19 веке концепция немного изменилась и уже православный епископ Феофан Затворник, прославленный в лике святителей утверждал: «Главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко, и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу.» (Путь ко спасению.

Краткий очерк аскетики. М., 1899,  с. 44). Может быть, поэтому тогда некоторым ученым, которые сами были выходцами из духовного сословия (химик Дмитрий Менделеев или физиолог Иван Павлов),  пришлось несколько пересмотреть свое отношение к церкви, догматы, которой плохо сочетаются с научной деятельностью.

Попытки в 21 веке использовать РПЦ в качестве универсального средства модернизации трудно объяснить иначе, как признак регрессии нашего общества. Видимо нашей власти гораздо легче получить «истину» в готовом виде от такой «науки» как теология, чем от фундаментальных дисциплин. Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки и даже признала свою ошибку в деле Галилея, реабилитировав его. РПЦ же продолжает придерживаться иной точки зрения: «Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции XI Всемирного русского национального Собора).

Интересно куда мы придем, уповая сегодня на РПЦ в качестве «духовной основы» модернизации. Впрочем, нетрудно догадаться, прочитав опрос ВЦИОМ, когда выяснилось, что треть граждан России убеждена, что Солнце вращается вокруг Земли.