В плену кавказских мифов

 Кавказ является оплотом терроризма. Основным фундаментом для воспроизводства шахидов считается экономическая ситуация в регионе. Но это – далеко от действительности. Опасно строить стратегические планы для столь сложного региона на основании распространённых и поддерживаемых, во вполне понятных интересах, мифах. Необходимо использовать для понимания процессов научные исследования. По данным Центра социально-экономических исследований регионов (RAMСOM).

Миф 1: «На Кавказе высокая рождаемость, поэтому излишек населения перераспределяется в другие регионы России». На самом деле в семьях, в основном,  от одного, реже – 3-х детей. Прирост населения близок к нулю. По мнению экспертов, результаты предыдущей переписи для всех республик были завышены, примерно на 1 млн. человек (подтверждается врачебной статистикой, разницей между числом школьного возраста и реальными учениками, динамикой избирателей и т.д.). Завышения связывают, в основном, с социально-экономическими интересами (деньги по разным бюджетным каналам рассчитываются исходя из численности).

Миф 2: «Высокая безработица. Инвестиции - в рабочие места необходимы для снижения социальной напряжённости и экстремизма». В действительности на Северном Кавказе высокая самозанятость и самообеспеченность жителей. Инвестиции, которые будут нарушать «приусадебную экономику» (оценочно - не меньше официальной), способны усилить конфликтогенность социокультурной среды. Ежегодный семейный доход,  скрытой от статистики деятельности, оценивается в 300-500 тыс. рублей.

 
Миф 3: «Главные проблемы – коррупция и клановость». Миф не в том, что это не соответствует действительности (впрочем, как и во всей России), а в том, что эти проблемы на Кавказе невозможно решить без модернизации самой структуры традиционного общества со всеми присущими социальными институтами. И это нужно честно признать, и выстроить соответствующую замену, чтобы не вызвать «войну каждого против всех», что и является базой для взращивания терроризма.

Иной подход – пустая декларация невыполнимых обещаний. Вопрос в том, чем заменить существующие институты. Мировая практика – заимствование извне (крайне сложно приживается), приспособление существующих институтов для работы в новых условиях.

Миф 4: «Этнические конфликты – это конфликты между народами». На самом деле этнический фактор используется всеми сторонами политико-экономических отношений в борьбе за ресурсы (властный, бюджет, административная рента и т.д.) и не только местными, но и федеральными. Этим занимаются и экстремисты. И эта роль будет продолжаться до тех пор, пока ресурсы будут поступать извне (дотации, субсидии и пр.). Поскольку для Кавказа эти ресурсы играют такую же роль, как для других регионов России природные ископаемые. Если при эскалации напряжённости любого уровня происходит увеличении поступлений – значит острота конфликтов (этнических, межнациональных, террористических, социальных и пр.) будет нарастать. Основные субъекты экономической деятельности, таким образом, находятся во внелегальной сфере, связаны с производством сельскохозяйственной и животноводческой продукции и имеют микроуровень. Поскольку эта деятельность связана с землёй, то к реализации крупных промышленных, сельскохозяйственных, энергетических, туристических и строительных проектов нужно подходить очень осторожно. Иначе можно больше навредить. Следовало бы начать с вовлечения сотен тысяч существующих нанохозяйств в кооперацию, основной задачей которой, на начальном этапе, будет переработка, хранение, транспортировка и сбыт продукции. Можно взять за основу, к примеру,  опыт Финляндии. А бюджетные потоки направлять через Полпредство непосредственно на уровень местного самоуправления, используя и контроль со стороны традиционных для Кавказа институтов, минуя, в большей мере, региональные каналы. Таким образом, будет обеспечен прорыв в сложившейся системе коррупционных связей и круговой поруки.