На какие вопросы не смог ответить Стивен Хокинг

На модерации Отложенный

Если бы в начальный момент предполагаемого Большого взрыва скорость расширения Вселенной отличалась от своего реального значения более чем на 1/100000000000000000 долю, этого оказалось бы достаточно для полного нарушения тонкого баланса.

Таким образом, сила взрыва Вселенной с невероятной точностью должна была соответствовать её гравитационному взаимодействию. Что обеспечило ему такую точность, и откуда она могла взяться? Удовлетворительный ответ на этот вопрос до сих пор не получен (Хокинг, 2007).

 

Эволюция Вселенной должна была начаться не просто со взрыва строго определённой силы, а со взрыва, который должен был быть так организован, чтобы обеспечить столь равномерное движение образующегося в нём вещества во всём пространстве на протяжении всех предполагаемых 13,7 млрд лет. Английский учёный Стивен Хокинг отмечает, что такое просто невозможно. Даже ранняя Вселенная не могла быть однородной, потому что «это нарушило бы существующий в квантовой механике принцип неопределённости» (Хокинг, 2006).

«Почему Вселенная так однородна в больших масштабах? – пишет Хокинг. – Почему она выглядит одинаково во всех точках пространства и во всех направлениях? В частности, почему температура космического фона микроволнового излучения практически не меняется при наблюдениях в разных направлениях? …Однако в описанной модели с момента Большого взрыва у света не было времени, чтобы попасть из одной удалённой области в другую, даже если эти области располагались близко друг к другу в ранней Вселенной. Согласно же теории относительности, если свет не может попасть из одной области в другую, то и никакая другая информация тоже не может. Поэтому разные области ранней Вселенной никак не могли выровнять свои температуры друг с другом, если у них не были одинаковые по какой-то непонятной причине температуры прямо с момента рождения» (Хокинг, 2007).

Действительно, крайне маловероятно, чтобы подобное одновременное и согласованное расширение могло произойти чисто самопроизвольно, и это сомнение усиливается в рамках традиционной теории Большого взрыва тем, что различные области первичного космоса причинно не связаны друг с другом. Дело в том, что, согласно теории относительности, никакое физическое воздействие не может распространяться быстрее света. Следовательно, различные области пространства могут оказаться причинно связанными друг с другом лишь по прошествии определённого промежутка времени.

 

Ещё при написании «Краткой истории времени» Хокинг обратил внимание на то, что создание «единой формулы» не даст ответа на главный вопрос космологии: почему вообще существует Вселенная.

«Даже если возможна всего одна единая теория – это просто набор правил и уравнений. Но что вдыхает жизнь в эти уравнения и создаёт Вселенную, которую они могли бы описывать? Обычный путь науки – построение математической модели – не может привести к ответу на вопрос, почему должна существовать Вселенная, которую будет описывать построенная модель», – писал он (Хокинг, 2007).

 

А вот, что касается гипотезы множественности вселенных. Вот как эту модель описывает Хокинг: «Одну из таких возможностей [возникновения нашей Вселенной] называют хаотическими граничными условиями. В них молчаливо принимается либо то, что Вселенная бесконечна в пространстве, либо что существует бесконечно много вселенных. Согласно хаотическим граничным условиям, вероятность того, что любая выделенная

область пространства сразу после Большого взрыва окажется в любом заданном состоянии, примерно равна вероятности того, что она окажется в любом другом состоянии: начальное состояние Вселенной выбирается совершенно произвольным образом. Это означало бы, что ранняя Вселенная была, вероятно, очень хаотичной и нерегулярной, потому что хаотических и беспорядочных состояний Вселенной гораздо больше, чем гладких и упорядоченных. (Если все состояния равновероятны, то Вселенная с большой вероятностью возникла в одном из хаотических и беспорядочных состояний просто потому, что таких состояний гораздо больше)… Если Вселенная в самом деле бесконечна в пространстве или если существует бесконечно много вселенных, то где-то могли бы существовать довольно большие области, возникшие в гладком и однородном состоянии» (Хокинг, 2007).

 

Размышляя над проблемой сингулярности, С. Хокинг пишет: «Для предсказания того, каким должно было быть начало Вселенной, необходимы законы, справедливые в начале отсчёта времени. Если классическая общая теория относительности верна, то из этого следует, что в точке начала отсчёта времени плотность и кривизна пространства времени принимают бесконечные значения. В такой точке нарушаются все известные законы природы. Можно было бы предположить, что в сингулярностях действуют новые законы, но их трудно формулировать в точках со столь непонятным поведением, и мы не знали бы, как из наблюдений вывести вид этих законов» (Хокинг, 2007).

Понимая сложность данной ситуации, некоторые учёные решили просто констатировать существование на ранних этапах эволюции Вселенной неведомых законов и при построении своих теорий ссылаться на их невиданную силу. Но всем понятно, что «под таким соусом любая лапша будет хороша»… в том числе и принятие за истину акта Творения. Ведь как упрямо сюда лезет мысль, что все законы в этот момент установлены Творцом.

 

Согласитесь, что местами Хокинг похож на библейского автора. Правда Моисей всё описывал в утверждающем наклонении – так было, мол, и точка. А Хокинг использует сослагательные обороты: «если бы, то…», «могло бы быть…». Но это уже не наука, для которой «обычный путь – построение математической модели». Рядом с такими научными гипотезами и «гипотеза» Творения Вселенной также имеет право быть.

 

Учёные уже давно обратили внимание на тот факт, что наша планета и Вселенная в целом обладают уникальным сочетанием физических параметров, дающих возможность существованию жизни. Американский астрофизик доктор Хью Росс приводит 74 таких параметра (Ross, 1998). По самым скромным подсчётам, шансы на их случайное возникновение равны 1/(10 в степени 299). Создаётся впечатление, что Земля и окружающий её космос настроены специально для существования таких разумных созданий, как мы с вами. Этот вывод был назван антропным космологическим принципом.

Факт существования настроенной для жизни Вселенной заставляет учёных иначе взглянуть на вопрос её возникновения. «Шансы появления Вселенной, подобно нашей, из чего-либо вроде Большого взрыва ничтожны, – говорит С. Хокинг. – Отсюда, я полагаю, вытекают следствия отчётливо религиозного характера» (Barbour, 2000). В своих знаменитых книгах «Краткая история времени» и «Кратчайшая история времени» (последняя написана совместно с Л. Млодиновым) Хокинг развивает эту мысль дальше: «Почему начало Вселенной должно было быть именно таким, очень трудно объяснить иначе, как деянием Бога, которому захотелось создать таких живых существ, как мы... Очень трудно объяснить, почему Вселенная зародилась именно в таком состоянии, если не предполагать вмешательства Бога, который намеревался создать существ вроде нас»

(Хокинг, 2006б, 2007).

(по материалам сайта: santorum.ru)