Игромания: в погоне за счастьем
На модерации
Отложенный
Понятийное предуведомление: в нашем случае понятие "игромания", означающее в сознании масс ненасытность завсегдатая казино и его фиксацию на удаче, мы трактуем несколько шире.
Немного об истории заболевания. С древности в умах людей существовало представление о двух противоположных видах счастья. Первое - "от Фортуны" - можно условно назвать снятием джекпота с однорукого бандита жизни. Считалось оно явлением мистическим. Счастливчики имели тучные стада, множество рабов, наложниц, настоящее бронзовое оружие и считались любимцами богов. Неслучайно мистический антураж до сих пор эксплуатируют игровые автоматы: звездочки, музыка, звонкие жетоны - перед нами весьма странный симбиоз банкомата с ярмарочным аттракционом.
В противовес первому, был и другой вид счастья, не упускаемый из виду теми, кому "не повезло". Это, говоря условно, была "идея рая". Именовалась ли она "валхаллой", "элизиумом" или "страной счастливой охоты" - суть была одна. Туда отправлялись не "за так", а по божественной воле, справедливо вознаграждавшей человека за совершенные дела. Христианство модифицировало эту идею, объявив, что небеса милосердны и, покуда человек жив, он может заслужить лучшую жизнь.
Рай незримо присутствовал рядом с людьми и помогал им при случае вынести невыносимое. В Новое время он снова модифицировался: рай перенесли из метафизической плоскости в наше общее пространственно-временное грядущее. Так появилась идея "Светлого Будущего", сохраняющая все типичные черты: свобода, равенство, братство, общий достаток. В стремлении к этому раю человек был готов вытерпеть адские муки и порой обнаруживал нечеловеческие - как по высоте, так и по низменности своей - качества.
На сегодняшний день "идея рая", как психическое явление, выдавлена из общественного сознания посредством её искусственной маргинализации. Светлое Будущее "отменено" практически во всех развитых странах, Царство Небесное как реально существующее место не упоминается вслух вовсе. Остался единственный "легальный" вид счастья, "от Фортуны" - хотя его и пытаются гримировать под рай, доступный каждому.
Эту мысль необходимо пояснить. Известная мантра "У каждого есть шанс" является очевидно безумной (Lucky madness), о чём не понаслышке знает каждый завсегдатай казино.
Нелепо, в самом деле, полагать, что все могут стать миллиардерами или звёздами ТВ: каждому миллиардеру кто-то должен гладить рубашки, чинить его майбах, отдаваться за шикарные бирюльки и восхищаться им, стоя в толпе за цепью.
Что ещё важно понять - счастливчиками не могут стать даже все те, кто имеет для того способности и упорство. Потому что шесть миллиардов человек не может содержать десяток миллионов упорных и хватких ребят так, как тем хочется. Миллиардеров на планете меньше сотни. А голос и слух имеют по меньшей мере пять девушек из ста - и что делать Человечеству с семьюдесятью миллионами звезд эстрады?.. Таким образом, твердя о "шансе для каждого", современность нагло лжёт человеку.
Понятно, что среднестатистический гомо сапиенс выходит из Казино бытия с пустыми карманами, потому что такова задумка - Казино всегда в выигрыше. Максимум, на что вы можете рассчитывать, - "урвать по маленькой", да и то, опять же, потому, что это способствует привлечению новых клиентов. Глупо надеяться на Фортуну во времена, когда даже она давно приватизирована "теми, кого меньше сотни".
Между тем, необходимость в счастьи по-прежнему никуда не делась, и, влекомый ею, игроман оказывается на распутье. В первом случае он окончательно уверяется в том, что является ничтожеством, и пропивает чудом уцелевшие средства, погружаясь на социальное дно. Во втором - навешивает ярлык "Джекпот!" на не слишком подходящие для этого объекты. К примеру, на квартиру в ипотеку, машину в кредит, силиконовую грудь или другого человека (т.н. "Любовь" - всенепременно с большой буквы). Естественно, ни трёшка в Москве, ни кредитный "фокус" и ни один живой человек не выдержат требований, предъявляемых к ним игроманами.
В итоге, как говаривал один коллега, "мы живём под непрерывный грохот рушащихся ожиданий, а самым популярным состоянием души на планете становится депрессия". От себя добавлю: от которой не излечит ни один психиатр и ни одна передовая фармацевтическая разработка. Ответственно заявляю.
Единственный выход из сложившейся ситуации лично мне видится в сознательном отказе от игромании, заместить которую советую "Светлым будущим" или же "Царством небесным" - кому что по вкусу.
Спасибо за внимание.
Комментарии
Повторюсь,это теория,но она работает.У меня было два клиента-лудомана,и проработав через эту теорию они стали нормальными людьми.
Допускаю, что она работает, однако, на мой взгляд, предпосылки игромании куда прозаичнее: чувство одиночества, фрустрация, различного рода зависимости, от табакокурения до наркомании - более чем достаточный фундамент для развития внеочередного _пристрастия_.
Всерьёз называть лудоманов клинически больными - увольте, это к забугорным составителям DSM'ов. Вот уж где фантазия человеческая разгулялась.
У зависимостей много причин,зачастую системных(реализация рода).