Жизнь, отданная Родине

На модерации Отложенный

Мой отец родился 7 мая 1906 г. в нищей семье работницы-поденщицы Анастасии Галактионовны Хвостиковой в с.Петровском Ставропольской обл. До 13 лет пас барских гусей и выполнял посильные поденные работы. Все, что смогла мать дать своему сыну - это 2 класса церковно-приходской школы. В 1919 г. через их село проходил партизанский кавалерийский отряд, который впоследствии вошел в состав Отдельной кавдивизии им.Блинова. 13-летний Марк ушел с отрядом коноводом полка. Мальчик очень любил читать и пересказывать прочитанное партизанам, которые были значительно старше его, но в подавляющем бельшинстве - малограмотные или безграмотные. Со временем у юноши проявилась любовь к рисовани, особенно лошадей, с которыми была связана вся его жизнь. Вместе с дивизией он участвовал в боях под Ростовом, Воронежем, в подавлении ьандитизма на Северном Кавказе. Был тяжело ранен в одной из схваток. Командир и комиссар полка, который базировался в Майкопе, послали в 1928 г. несколько рисунков отца в Симферополь, где в это фремя работали курсы при Крымском Дома Красной Армии, на которых учили бойцов и командиров рисовать. Создателем и руководителем этих курсов был академик батальной живописи, профессор Ленинградской Академии художеств Николай Семенович САМОКИШ. После гибели Верещагина он был одним из лучших в России и СССР баталистов, незаслуженно "забытым" по указанию Ворошилова в угоду Грекову, которого сделали "придворным летописцем" 1-ой Конной Армии. Самокиш ответил, что у юноши есть несомненный талант, который надо развивать. Между ним и молодым конноармейцем завязалась переписка. Самокиш, выросший в бедной семье, с особой теплотой относился к своему ученику по переписке. В 1930 и 1932 г.г. отец жил по одному месяцу (в отпуск) у Самокиша на квартире, где перенимал у него основы живописи и рисунка. В 1938 г. четыре картины Марка Николаевича ДОМАЩЕНКО впервые экспонировались в Москве, в ЦДКА им.М.В.Фрунзе на выставке, посвященной 20-летию РККА. По результатам выставки и ходатайству выставкома М.Домащенко был принят (с двумя классами образования) на ТРЕТИЙ курс  мастерской батальной живописи Ленинградской Академии художеств. В 1940 г. три работы отца были выставлены в Москве в экспозиции "Сталин, Ворошилов и Красная Армия". Свыше двадцати своих картин по истории конницы отец передал безвозмездно в дар Ростовскому на Дону Дому Красной Армии, и они легли в основу художественной экспозиции по истории 1-ой Конной. Из-за сырого климата у отца открылась старая рана, и ему предоставили академический отпуск до сентября 1941 г. 29 июня 1941 г. танковый полк, где служил отец после расформирования кавдивизии, был поднят по тревоге и "брошен" на Смоленское направление. В 1942 г. при прорыве кольца окружения под Ельней в лобовую броню танка, которым командовал отец, попал снаряд.

Барабанная перепонка левого уха лопнула, а правым ухом в результате тяжелой контузии отец очень плохо слышал до конца своей жизни. И на фронте, и в госпитале отец не расставался с блокнотом, ручкой, тушью и акварельными красками. Им были созданы десятки рисунков, некоторые из которых были воплощены в последствие в картины.  После излечения М.Н.Домащенко был в 1943 г. откомандирован в Москву в распоряжение Студии военных художников им.Грекова. В конце 43-го г. началось наступление на Таманском полуострове  по прорыву "Голубой линии" гитлеровской обороны. По просьбе отца его откомандировали в распоряжение Политуправления Закавказского фронта. После освобождения Тамани М.Домащенко в составе Отдельной Приморской армии десантировался через Керченский пролив в Крым. Участвовал в штурме Сапун-Горы, где заменил убитого комвзвода и поднял бойцов в атаку. После освобождения Крыма он вернулся в Москву, где создал большое количество картин, многие из которых приобретены Центр.Музеем Вооруженных Сил и Гос. Артиллерийским музеем в Ленинграде. В ноябре 1949 г. по ложному доносу своего друга еще с довоенных времен М.Н.Домащенко был арестован, осужден Решение Особого совещания и сослан на 8 лет в Кайский район Вятлага. Работая на лесоповале, отец в свободные минуты на клочках оберточной бумаги, на обратной стороне "миллиметровки", на фанерка и картонках продолжал рисовать эскизы к картинам, которые хотел воплотить после освобождения. В 1956 г. после пересмотра дела отец был реабилитирован и восстановлен в Армии. Он вернулся в Москву, где узнал, что все работы по истории конницы были сожжены, как картины "врага народа"! Часть картин в Центр. Музее СА сохранилась, но требует серьезной реставрации. Абсолютно "живой" осталась картина "Артиллеристы по Сапун-Горой в 1942 г." в Госартмузее, сотрудники которого совершили по тем временам героический поступок: не смотря на распоряжение из Москвы, они спрятали картину размером 260 х 165 см в подвале музея! После возвращения из лагерей отец "восстановил" по памяти картины "Шальная пуля" и "Заслон", которые были выставлены на Всесоюзных выставках в Манеже. Почти до самой смерти он преподавал рисование и живопись на купсах для солдат, офицеров, генералов и членов их семей при Студии Грекова. Ушел из жизни М.Н.Домащенко в 1988 г., не дожив до своего 82-летия всего десять дней!

23 февраля 2011 г. в Москве, в Гольяново (Хабаровская ул., 12), в районной библиотека должна открыться выставка, на которой будут представлены десятки восстановленных фотографий с уничтоженных картин художника и некоторые из "оставшихся в живых" его батальных работ (эскизов,этюдов, рисунков), написанных  на фронтах ВОВ, в лагерях и т.д.  Выставка посвящается Дню Советской Армии и 105-летию со дня рождения отца.