С собой (рассказ)
На модерации
Отложенный
Юрист был хотя и молодой, не старше сорока, но представительный. Чуток с брюшком, но это Митрофановне нравилось, значит не голодает со своих дел. Элегантные очки в золотой оправе, хороший галстук, костюм не затертый. Хорош был юрист, ничего не скажешь. И все же Митрофановна переживала, не обманет ли?
- Принес договор-то? – юрист поморщился едва заметно, а Митрофановна довольно осклабилась деснами.
Нечего из себя строить. Подумаешь юрист. Сопляк еще, потерпит. С высоты своих восьмидесяти лет, Митрофановна взирала на остальных, как с царского трона.
- Принес, Ангелина Митрофановна, как Вы и просили.
Юрист вложил в требовательно протянутую ладонь несколько сшитых листков договора. Женщина даже не потянулась за очками с толстыми стеклами.
- Потом, внимательно прочитаю, чтобы ты не отвлекал. Знаю я вас, шельмецов. Давай пока на словах объясни.
Юрист достал второй экземпляр договора и принялся зачитывать:
- Договор на распоряжение движимым и недвижимым имуществом в случае кончины Оболенской Ангелины Митрофановны….
- Шапку я и сама могу прочитать, - перебила его старуха – давай по сути. Получится сделать как я хочу?
Юрист отложил договор на кейс и сел непринужденно, но не вульгарно. При этом он следил, чтобы не складывать кисти в замок, потому что открытые ладони были подсознательным сигналом к доверию.
- Да, все получится, как Вы хотели. Все принадлежащее Вам имущество и сбережения будут потрачены на Ваши похороны.
- Подробнее! – потребовала Митрофановна – Чтобы ничего не упустить.
Юрист взял-таки договор и начал читать со второго листа:
- Трехкомнатная квартира, будет оценена банком и передана на торги еще при жизни. Из вырученной суммы будет куплен гроб из красного дерева, с серебряными ручками и инкрустацией золотом. Обивка выполнена из китайского шелка. Подушечка набита лебяжьим пухом. Покрывало парчовое.
Дом в Грязовце будет продан при жизни, на вырученные средства, наша фирма обязуется заказать молебны во всех церквях Вологды и поминальные службы в кафедральном соборе Рождества Святой Богородицы и Софийском соборе.
Оставшиеся средства передаются епархии, на условиях еженедельного поминания в течении пяти лет.
- Хорошо, - кивнула набожная старуха, потом спохватилась – а вещи?
- Все личное имущество будет описано и распродано через сеть комиссионных магазинов «секонд-хенд», включая бытовую технику.
- Ничего, - Митрофановна скривилась от ненависти – ничего этим тварям не оставлю! Все с собой унесу!
Юрист прекрасно владел собой, потому не показывал, насколько его поразила ненависть старухи к собственному ребенку. В конце концов, он имел дело с банкирами и бизнесменами, а там и не такие отношения между людьми были в ходу.
- А я вот Ленке, - вскинулась старуха – пальто покупала, когда она в училище училась. Можно за него с нее компенсацию получить?
- Если не сохранилось чека, то точно не получится, - покачал головой юрист – к тому же она в это время была несовершеннолетней. Так что даже по чеку будет проблематично. Да и за давностью лет суд не будет рассматривать дело.
Все-таки сорок лет прошло.
- Поганый из тебя юрист! – как плюнула, ответила Митрофановна – Пошел вон, недоучка!
- Поправляйтесь, - невпопад ответил юрист и вышел из комнаты.
Митрофановна полезла за своими тетрадями, где годами высчитывала, кто и сколько ей должен. Тщательно, записывая не только день, но даже время, когда кто-то съел кусок ее хлеба или спустил воду в туалете.
Мужчина аккуратно и тихо закрыл за собой дверь. Заплаканная полная женщина, около пенсионного возраста, с надеждой посмотрела на него. Рядом стоял мужчина, примерно ее лет. Он был хмурым и неразговорчивым, видимо муж.
- Как она?
- Порадовать вас не могу, - мягко и грустно ответил психиатр – бабушка явно наш пациент, она вообще не поняла кто я такой. Слишком далеко ушла в болезненное состояние. Давно у нее такое?
- Да, понимаете… Мама сложный человек… - женщине казалось, что она предает мать.
- Всю жизнь, - четко и грубовато ответил муж, тещу он не любил, но терпел ее выходки ради жены – свернутая на почве жадности.
- Вася! – укоризненно воскликнула жена.
- А что, Вася? – огрызнулся муж – Я тебя, когда встретил, ты в голодные обмороки падала. На яблоки, как на деликатесы набрасывалась. Знаете, чем она дочку кормила?
- Не надо при посторонних, - заплакала женщина.
- Я не посторонний, - успокоил ее психиатр – я врач.
- Так вот, она буханку хлеба за шестнадцать копеек, на день покупала и разжаривала ее на воде. Такая, млять, диета! И это, ети мать, всю жизнь.
Врач знал, как люди относятся к психиатрии. Но для формы задал вопрос:
- Почему раньше не обратились к нам? Ей необходим стационар и, похоже, уже давно.
- Родную мать в дурдом? – возмутилась Лена.
- Но сейчас-то обратились, - резонно заметил врач.
- У нее совсем крыша потекла, - муж говорил прямо, потому был куда более ценен для составления анамнеза – Она принялась экономить на воде, когда поставили счетчики и перестала смывать в сортире. А также на хозяйственном мыле. Впрочем, аромат квартиры Вы и сами ощущаете.
- А покупать ей моющие не пробовали? – психиатр видел много в этой жизни, включая ушлых потомков, которые доводят предков до дурдома, потому не исключал и такой возможности.
- Покупаем, а она экономит. Требует чеки, а потом все возвращает по закону о возврате в течении четырнадцати дней. Деньги на книжку. Всех продавцов города уже задолбала этим. Я даже пробовал упаковки открывать, чтобы вернуть не могла – она закатывает истерику и поднимает визг.
Видно было, что теща сидит у зятя в печенке. Врач дописал бланк, потом дал его дочери на подпись и, заглянув в комнату, сказал старухе:
- Все, бабушка, собирайтесь. Сейчас машина приедет.
Митрофановна, находясь в плену бреда, услышала совсем другое:
- Сейчас поедем в центральный офис, - сказал юрист – и напишем заявление. Думаю, можно будет компенсацию за пальто получить.
С торжествующей улыбкой старуха прошла мимо дочери и зятя. Она-таки сумела все сделать так, чтобы забрать свое с собой... в могилу.
Комментарии
Не тем занимаюсь, ведь чую что не тем, но.... обстоятельства однако....
Когда её с помощью вызванных из другого города сотрудников, все же взяли, на её квартире, совершенно пустой, без мебели, без необходимых предметов быта, в темной кладовке, обнаружили несколько мешков с деньгами. Сумма превышала 300 тысяч.
Я привык к критике, с садомазохистским удовольствием получаю и в хвост и в гриву.
Не могу разобраться с жанром текста. Такое растрёпанное впечатление, что концов не собрать. Сатира на безумную старушку?
Карикатура на претендентов? Комичный рассказ? Может, в контексте с другими рассказами как-то вписалось.
Лучше подожду, тут десятки авторитетов, наверно прочитали, но молчат. А пока, не вижу подхода к оценке этого рассказа.
Честное слово, если бы я сам знал ответы на Ваши вопросы, я бы искренне и честно расписал. Мол, это сатира на то-то и то-то или карикатура на тех-то и тех-то.
У меня не так это в буйной головушке работает. Хотя, конечно, семья лишь статисты. Рассказ конкретно о бабусе. Знавал я нескольких человек, с такой же (правда в дурдом их не сдавали) патологической жадностью. Выглядит в реальности это довольно мерзко.
Такой образ вполне реалистичен.
Вот смотрел я недавно "Приключения Сабрины". Это переснятый в жанре ужасов, юмористический ситком девяностых "Сабрина - маленькая ведьма". Вот там первые три серии смотреть невозможно, потому что натолкали феминизма и гомосексуализма. Причем тупо натолкали, натужно и неинтересно. Потом, видимо выполнив задание партии, стали развивать сюжет. Отличный сюжет, интересный и местами забавный. Но в любом фильме надо впихнуть голубых и феминисток, а так же кинуть какашку в белых мужиков. Напоминает книги позднего СССР, где к месту (а чаще не к месту) вставляли цитаты Ленина.
Так что наш народ, уже преодолел кучу проблем. Приобрел опыт и снова впереди планеты всей в моральном и интеллектуальном развитии. Вот что я думаю о НАШЕМ народе.
Народ лжив и подл, как Верно замечено в миниатюре. Наверно это метод Критического Реализма. От критики худо не бывает, только польза. То же и к народу. Точно такая жесть повсюду, если вдуматься, только что рядятся благообразно. Или фантазии не хватает, короче без кризисов в житиях народных - никогда не было, нет и не будет. Гордыня - не лучший из грехов.
В целом же русский народ замечателен. Я не строю иллюзий и понимаю, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. В русских (а это не только русские, но и все народы проживающие на территории СССР) куда больше благородства, самопожертвования и ума, чем других нациях. Причем русские это неоднократно доказывали делом, а не словом (как например, американцы, которые на словах за демократию, а на деле за кровавый звиздец по всему миру)
Наверно выгодно жить под пропагандистскими знамёнами. Это у нас всегда поощряется.
Лучше словам Путина чаще внимайте. Он этой ахинеей не страдает. Имеет понятие кто-есть-кто.
А эта самодеятельность пропагандистская, сплошное притворство, точно как описано у вас, совпадают аллегории - всё своё, родное.
Вам вдолбили идею, что русские плохой народ, а Вы радостно чавкаете... и это уже грустно.
Хотя... это уже болезнь :(((((
Спасибо! Рассказ получился ярким и с немного неожиданной концовкой.
Кто-то дружит с мозгом, кто-то - убегает.
Вот среди американцев, больных на голову не бывает. Да и среди просвещенных европейцев никогда жадных не бывало. Там сплошь все интеллигентные, мудрые и богобоязненные)))
Макспарк и его обитатели стали для меня не только близкими , но и даже как родными . Поэтому я, в случае какой непредвиденной неожиданности или неизбежной закономерности завещаю все свои макспарковсие статьи до последнего комментария вам, дорогие мои Макспарковцы. Пользуйтесь на здоровье, только не передеритесь. И не поминайте меня лихом .
П.С. Думаю автор не осудит меня , за такой длинный комментарий . А может даже когда-нибуть тоже примет такое же решение, как я.
Про Вас, поскольку Вы об этом задумываетесь, никогда не напишут ТАКОЙ рассказ. Но, уверен, что напишут хороший и добрый!