Четыре письма другу

На модерации Отложенный

Четыре письма к другу в защиту IV президента Украины

Виктора Януковича

 

Письмо первое

Привет, дружище!

Вот уже прошло 6 лет, как мы с тобой не виделись, и ты наконец написал мне длинное, обстоятельное письмо. Да, сложно тебе пришлось в твоем капиталистическом рае, не знаю, выдержал ли я бы того напряга, на который ты обрек себя своим внезапным решением уехать с Украины. Но, слава Богу, все позади, ты вроде встал на ноги, у тебя неплохая работа, и ты с оптимизмом смотришь в будущее. Рад за тебя, и хотелось бы ответить тебе так же, но… Не знаю, смогу ли я хотя бы кратко описать тебе все, что произошло в нашей стране за это время.

Ты уехал, когда только победил Майдан, и мы с тобой спорили, окажет ли эта победа решающее влияние на будущее страны. К сожалению, ты оказался прав! Волею неравнодушного, десятки раз обманутого народа, которому вроде как надоело быть быдлом, разменной монетой в очень доходных играх двух наших предыдущих президентов, к власти пришел Ющенко. Чего он только не обещал, вступая в права президента. Слезы наворачивались, когда, положив руку то ли на Конституцию, то ли на Библию, то ли на что-то еще, что для него не имеет значения, он клялся, что Украина станет европейской страной, исчезнет коррупция, в парламент перестанут носить деньги мешками… да мало ли, в чем он тогда наклялся. Но он почему-то вообразил, что люди стояли на Майдане только ради того, чтобы он, Ющенко, стал президентом. Эта цель достигнута, и теперь можно у тихой речки отдохнуть. И отдыхал все пять лет своего правления, пальцем не шевельнув для исполнения обещаний.

 Конечно, никто и не ожидал, что он окажется де Голлем или Аденауэром, Вацлавом Гавелом или на худой конец Валенсой, но он оказался просто лентяем, ничего не умеющим и, главное, ничего не желающим делать. Точно по Леониду Филатову: Утром кушаю компот, сразу мысль, а как народ… С этой благородной мыслью позанимавшись годик пчелами (в прямом смысле), он взял себе в помощники некого Балогу, и они вместе стали привычно интриговать против тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко. Я с тобой согласен, она действительно красивая женщина и, вероятно, хотела бы сделать Украину более-менее пригодной для жизни страной, но одной красоты для премьера маловато будет, а ни толковой команды, ни умения у нее не было. Да и Ющенко, больше всего боявшийся, как бы она не заняла на следующих выборах его место, считал, что для него самое главное в жизни не в том, чтобы хоть что-нибудь сделать для страны, но не давать, чтобы другие что-либо делали. А люди ждали, что хотя бы лозунг: «Бандитам – тюрьмы» ну хоть для блезира попробуют реализовать, однако и эту программу не обеспечили программистами, и она зависла, не успев открыться.

 Правда, пока троица Ющенко-Балога-Тимошенко занимались интригами друг против друга, бизнес, которому власть, занятая своими проблемами, почти не мешала, начал более-менее развиваться. Нет, конечно, до европейского уровня нам было як до неба рачки, но зарплаты росли, хотя одновременно росли цены на горючее и продукты. Но тут грянул кризис, во всем мире стал обесцениваться доллар, а у нас, как ни странно, рухнула гривня. Практически в два раза. Знающие люди объясняют это как объективными, так и субъективными причинами. Из субъективных – желание президента Ющенко и главы Национального банка, не к ночи будь помянуты, подзаработать на разнице курсов, что они успешно реализовали. Из объективных – желание наших олигархов-экспортеров даже в условиях кризиса не снижать своих доходов. Тоже достигнуто.

Для всех остальных это было очередное, не скажу, уже в какой раз обворовывание вкладов в банках и их скромных доходов. Я понимаю, что мое объяснение произошедшего обнищания народа с экономической точки зрения беспомощно, однако после прочтения целой кучи газет, желавших мне объяснить все, что случилось со мной и со страной во время кризиса, я пришел только к одному выводу: жадность одних и глупость других, вот два фактора, игравших решающую роль во всей новейшей истории Украины. Ты мне возразишь, что это везде и всегда решающие факторы: умение чем-то жертвовать для своей страны, с одной стороны, и умение найти единственно верное решение для ее развития, с другой – это и сделало цивилизованные государства успешными. Те же страны, что ни демократией, ни диктатурой не смогли воплотить это в жизнь, становятся или навязшим в зубах Гондурасом, или Угандой, в лучшем случае Верхней Вольтой  с ракетами. Вот наша страна ею и стала. Только не «верхней», а «нижней», поскольку по всем параметрам плетется в самом конце любых мировых рейтингов, кроме одного: по уровню коррупции мы если и не впереди планеты всей, то уступаем лишь нескольким африканским странам. Россия не в счет – у них это не коррупция, а вертикаль власти, образ жизни, то есть Россия, очевидно, по-другому жить не может. Но Украина не Россия, как Кучма, кажется, сказал, и вот мы засели в глубокой, скажем так, дыре, может, даже в шахте. Но подъемник угнали.

Всем привет! Матвей.

 

 

 Письмо второе

 

Теперь песня о том, как мы живем. Живем мы замечательно, всем довольны, у нас все есть! Это я пишу на тот случай, если вдруг кто-либо, кроме тебя,  прочтет, и возникнет желание меня немножко посадить за клевету на Партию регионов, правительство, государственный и общественный строй. Помнишь еще формулировочку? Как забыть! Нет, я не говорю, что такая пора уже наступила, но этапы большого пути на горизонте просматриваются. А мне совсем не хочется к концу жизни прогуляться по этим этапам с ветерком и двумя собаками. Однако по порядку.

Первое время после победы Майдана «регионалы» во главе с Януковичем сидели как чего-то в рот набрали. Все ожидали претворения лозунгов в жизнь. Не дождались, сердечные. Прежде страха испугались. Новый президент видел себя гетманом прежде всего Западной Украины, и всю свою кипучую энергию направил на раздачу медалек и орденов с его, ющенковской, точки зрения героям Украины: Бандере, Петлюре, Шухевичу и пр., кто в случае прихода к власти пролил бы не меньше крови, чем господа-товарищи большевички, но, естественно, под другими лозунгами. Да так наш «гетман» увлекся, что по ходу машинально дал медальку и г-ну Пидрахуй, ну, Кивалову, ты помнишь такую одиозную фигуру, что воплощал в жизнь заветы великого вождя всех народов: Неважно, как голосуют, важно, кто считает! Вот он и был тем важным. Да и вообще раздача слонов была поставлена на поток, так что даже не заметили, как подошли новые выборы.  Это в разгар-то кризиса. Естественно, самым действенным плакатом, оказавшим влияние на коллективное бессознательное, стал вид отечески улыбающегося Виктора Януковича с лозунгом: Покращення вашого життя вже сьогодня!  Если ты слегка позабыл украинский язык, то напомню, что читать надо: улучшение жизни, а не прекращение! И не мытьем, так катаньем с перевесом в 3 процента президентом Украины становится лидер Донбасса, глава Партии регионов, профессор экономики, претендующий на интеллектуальное лидерство нации, Владимир Федорович Янукович.  Маэстро, врежьте марш!

Ну, в общем-то, я далек от иронии по тому поводу, что профессором он стал в годы независимости, когда в газетах безработные ученые публиковали объявления: «Напишу докторскую диссертацию. Недорого». Ведь мировая история знает примеры того, как страной правили, мягко говоря, далеко не профессора. Скажем, той же Угандой, от которой мы так недалеко ушли, правил Иди Амин, не умевший ни читать, ни писать. Никаких других параллелей между аминовской Угандой и современной Украиной я не провожу, так, к слову пришлось. Но, кстати, каннибал Амин тоже знал силу слов и, объявив себя «борцом за свободу», стал получать помощь от СССР. В отличие от Украины, безвозмездную.

Знаешь, поначалу я воспринял победу Януковича как должное. Особенно после того, как достроили эстакаду на Московской площади, начатую еще, кажется, в прошлом веке, я подумал: наконец-то пришли люди, которые будут дело делать, а не болтать и воровать!

Как я ошибся, как наказан! Собственно, наказан не столько я, сколько страна, точнее, ее население, бывшее какое-то непродолжительное время народом. Поскольку ни болтать, ни воровать новая власть не прекратила, а взялась за это любимое всеми нашими правителями дело с удвоенной энергией. Однако, зная силу слов и зная слов набат, обозвала все свои нынешние и будущие свершения «непопулярными реформами».

Всем привет! Матвей.

 

Письмо третье,

 

Вот ты меня спрашиваешь, почему мне не нравится Партия регионов. Понимаешь, я не делаю никакого различия между ПР и, скажем, «Батькивщиной» или, там, «Сильной Украиной» – все одним мирром мазаны. Как по другому поводу сказал классик, когда б не пыль да зной, да комары, да мухи, все было бы прекрасно. Ожидать, что в нашей власти появится порядочный человек, было бы верхом наивности. Но в Партии регионов почему-то все эти «комары да мухи» стройны как на подбор. Во всяком случае те, что мелькают по телевизору. Тарас Черновол, который наконец-то сказал, что ему надоело врать. Анна Герман, которой врать не надоело и которая из кожи вон лезет, радуя своего босса тем, что он непостижимый, «как Африка». За эту  «африку» ее и держат. Г-н Чечетов, который в приличной компании был бы руконеподаваемый. Но когда его неуемную болтовню слушаешь, хорошо виден умственный уровень депутатского корпуса. А чего стоит радетель за рабочих бывший лидер профсоюзов Стоян, с небезвозмездной подачи которого профсоюзные санатории превратились с частные. Безмолвная, спасибо ей за это, Засуха, держащая в своем свинцовом кулаке целое село, а в прежние времена и весь район. Все это перемежается просто откровенными бандюками, косящими под бизнесменов. Им несть числа.

 Вот, к примеру, свеженький топливный министр Бойко! Озаботившись нуждами малых украинцев, он придумал и провел через Раду схему, по которой добываемый в Украине пропан-бутан, на котором ездят не самые богатые автолюбители и используют в селах, куда не подведен природный газ, подорожал за полгода без малого на треть на радость г-дам Фирташу и Коломойскому, поскольку принес изобретателям схемы миллиарды гривень. И вообще, Фирташем власть озаботилась прежде всего: все думали да гадали, как ему компенсировать убытки, нанесенные бывшим премьером Тимошенко и нынешними выборами. И придумали: поскольку множество облгазов принадлежит «пострадавшему» Фирташу, компенсировать ему недостачу поднятием цены на газ для населения. Да не на проценты, а в разы. Их легко понять: лучше с 45 миллионов населения содрать по сотне гривень, чем с одного – миллиарды. Ему ведь не так обидно будет.

 Сегодня на фоне неподъемного повышения цен на все что угодно, начиная от продуктов и заканчивая электроэнергией, создают ореол страдальцев вокруг Тимошенко и Луценко, привлекая их к уголовной ответственности. Никто не спорит, скорее всего, они действительно виновны, поскольку бюджетные деньги во все времена разворовывались безо всяких ограничений. Но если бы власть начала с мэра Киева Черновецкого, о миллиардах которого ходят легенды, и его «молодой команды» без исключения, если бы озаботились свеженькими лавочками в метро за 600 тысяч гривень и Олимпийским комплексом стоимостью с комплекс космический, то и все остальное, наверное, простилось бы. А принцип: он вор и мерзавец, но это наш вор и наш мерзавец – нормальные страны отбросили давным-давно. Потому и живут так, как нашему народонаселению может только сниться.

Замучил я тебя нашими реалиями, тем более что многие фамилии тебе ничего не говорят. Просто пишу я тебе затем, чтобы ты не мучился ностальгией: миллионы людей уехали из страны, миллионы, как только смогут, уедут к чертовой матери. Поскольку чувствуют, что лозунг: Прекращение вашей жизни уже сегодня! – воплощается в жизнь нынешней властью с недюжинной силой. А ведь известно: заставь кое-кого делать реформы, он и лоб разобьет. Но не себе…

Всем привет! Матвей.

 

 

Письмо четвертое

 

Мой внук, которого ты помнишь совсем маленьким, повзрослел, вытянулся и стал задавать недетские вопросы. Поездив с родителями по Европе, он как-то спросил меня: – А почему наша страна так живет?

Пришлось ему объяснить, как умею. – Ты помнишь фильм «Место встречи изменить нельзя»? Вот там есть один эпизод, когда у многодетной женщины воры украли продуктовые карточки, и она обречена на голодную смерть. Как ты думаешь, воры очень переживали, что из-за них умрут люди? Вот то-то! А теперь представь, что по каким-то причинам Гобатый становится во главе страны, Фокс – главой парламента, а остальные члены банды – депутатами и министрами. Как ты полагаешь, они будут думать о людях и о стране?

Правда, объяснить ему, почему именно так произошло, я не смог. Как объяснишь ребенку, почему ни один президент не оказался просто честным человеком? Просто жадностью и стремлением к власти любой ценой это не объяснить.  И вот последний президент объявил, что начинает реформы в государстве, которое неудержимо катится в пропасть. Рассказать тебе о задуманных новой властью реформах я вряд ли смогу: для этого надо быть специалистом, поскольку, кроме заявлений о намерениях, пока ни о каких реформах речь не идет. Начать хотя бы с того, что, сколько существует независимая Украина, столько говорят о реформах и «шоковой терапии». Поскольку в условиях шоковой терапии население живет перманентно, то лозунгами нас уже трудно удивить. Никакие «Украинские прорывы» не реализовывались, и даже плакаты с призывами «Кохайтесь!» не возымели на украинцев должного воздействия. Реформы почему-то всегда «непопулярные», хотя вроде бы ничто не мешает власти провести вначале реформы популярные: начать действительно уничтожать коррупцию, тем более что без этого никакие реформы не пройдут; ликвидировать советское наследие – правительственную медицину (Феофанию и санатории), без чего немыслима реформа здравоохранения; ввести декларации чиновников о расходах, сократить количество дорогущих автомобилей у Кабмина и Рады, может быть, уговорить Верховную Раду на сокращение количества депутатов, которые неизвестно почему называют себя народными, и т. д. И, оттолкнувшись от популярных реформ, сказать народу: видите, мы начали с себя, теперь возьмемся за вас... А если с нас начали да нами же и закончат, то это не реформы, а... хрен его знает, как цензурно назвать. И люди его так и воспринимают. Ведь очевидно, что власть разрешает сросшимся с ней олигархам и просто бандитам творить что угодно, ничего им не противопоставляя. А малый и средний бизнес, платящий помимо официальных налогов еще кучу неофициальных той же власти, страдает от подчиняющихся ей судов и прокуратуры, от невозможности справедливого и честного решения своих проблем, да всего не перечислишь... К ним, как и ко всему народу, обращаются с одним только словом: «Отдай!» Конечно, то, что страна катится в пропасть, очевидно уже почти всем. И остановить ее, а затем вытащить хоть чуть-чуть из этой денежно-долговой, морально-этической и политической ямы требует титанических усилий и крайнего интеллектуального напряжения. И если Виктор Янукович не сможет преодолеть инерции своей и окружения, то сыграет для Украины роль Горбачева: следующие президенты будут в каждом регионе отдельно, и задачи перед ними будут стоять непомерные, скорее всего, неразрешимые. И ведь что обидно: ведь есть у кого учиться. Но Янукович и прочие учатся не у Грузии, Польши или, скажем, Эстонии, а у России. И, очевидно, надеются в  случае чего найти политическое убежище не в Гондурасе или Уганде, или где там искал его наш бывший премьер Лазаренко, а в Москве, но деньги свои почему-то держат на Западе.

Вот тебе моя точка зрения на наши события. Надеюсь, ты понимаешь, что это не только моя – это точка зрения практически всех людей, с которыми мне приходится последнее время общаться, кроме, конечно, тех, кто присосался к власти. Вот теперь и думай, надо ли тебе ностальгировать по оставленной Родине. Но и не торопись оплакивать – пока живу, надеюсь. Может, население все-таки пожелает стать народом...

 

Всем привет! Матвей.