Патриотизм по-путински – как милитаризм

На модерации Отложенный

 

Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев предложил создать из числа активных блогеров «интернет-дружину», чтобы они занимались патриотическим и духовно-нравственным воспитанием молодёжи в сети.

Слово «патриотизм» в данном контексте воспринимается вовсе не как «Любовь к Родине» (вещь святая, и не знаю, нужно ли её воспитывать специально, мне кажется, это не та дисциплина, которой надо учить), а простая идея мобилизации людей. Это такая истерическая попытка создать милитаризированное общество — милитаризация сознания, чтобы люди радостно, выпучив глаза, готовы были кидаться куда угодно. А поскольку всё-таки в обществе этого нет, и за эти долгие годы попыток мы видим, что ну бывают какие-то прикупленные «христианутые» или ещё что-то там такое, которые изображают патриотизм — это всё не очень убедительно. Общество не хочет милитаризироваться, это очевидно. Поэтому начинаются вот эти натужные старорежимные истории: услышали звон про блогеров — давайте мы сейчас значит патриотических блогеров будем… И что? Разговор же будет не про берёзки и не про культуру в этих блогах, как мы понимаем, это будет разговор о том, чтобы всех под ружьё, «военно-патриотическое воспитание» недаром через чёрточку пишется.

Всё это чрезвычайно печально. Нас готовят непонятно к какой войне, непонятно для чего и за что, вот очень хочется повоевать! К сожалению, вот это советское наследие — единение людей, когда мы говорим о какой-то идентичности, воспринимается как единственный способ достижения этой идентичности — всех поставить под ружьё, хотя бы ментальное. Других способов, более тонких не знают, понимаете, не умеют, никогда не умели этого делать.

А, в общем, всё значительно проще, элементарно: чувство единства в стране возникает, когда есть единое культурное пространство, когда люди ощущают себя частью какого-то большого культурного поля, а не принудительного сгона под ружья с какими-то истерическими криками. Это стоит намного дешевле, намного проще и прочнее — не нужен никакой «железный занавес», никакой «железный обруч», который территорию скрепляет. Но эта простая истина в нашей традиции, по крайней мере, советского периода, не существует.

Патриотизм по-путински — как милитаризм. Не как любовь к земле, которую надо обихаживать, сохранять, бороться за экологию, за культуру — этого вообще нет! Наоборот: какие-то бузотёры, оппозиционные силы, которые раскачивают какую-то там лодку. Ещё раз говорю, идея патриотизма — только «ружьё», и без рассуждений идти, куда тебе скажут, воевать неизвестно за что. Идея просто грубой силы, принуждения и подавления – она печально безперспективна. Вспомним высказывание великого человека, Наполеона: «На одних штыках долго не просидишь». Он знал, о чём говорил, его попытка сделать это закончилась для него плачевно. Но уроки истории не усвоены, давайте эти уроки действительно постигать.

Территория важней народа

Есть идея целостности территории, и почему-то считается, что единственный способ её держать — огнём и мечом. Так против кого эти огни и мечи, против собственных жителей? Нужна территория без жителей? Жители мешают? То есть мы мешаем, у нас есть какие-то требования, мы хотим хорошо жить…, а идеально, видимо, большая территория, нас там нет, мы не бузим, не требуем, чтобы свалки закрывали, и прочее. Видимо, вот такое утопическое сознание. Но мы, грешные, всё равно как-то хотим жить, и хотим жить в этой стране, мы её любим и считаем, что имеем право на это, что Родина — это мы, прежде всего, жители.

Так Родина — это территория под контролем небольшой группы людей, или Родина — это жители, которые живут на этой территории? А это вообще разные точки зрения на предмет.

Обратите внимание, общество изменилось. Мы видим, несмотря на все попытки власти, чтобы прекратилось любое сопротивление, люди возмущаются, они уже не хотят мириться с тем, что живут задыхаясь в страшной экологии, они борются за безопасность и счастье своих детей, за то, чтобы было медицинское обслуживание. Люди вдруг поняли, что они имеют право на достойную жизнь. Это, я бы сказала, революция в сознании. А принцип управления остаётся прежним: куда скажем – туда идите, воюйте не знаю за что, а бабы ещё нарожают.

Это отношение к людям очень проявилось в трагедии в Кемерово. Когда там извинялись перед президентом, что попортили праздник и инаугурацию. А объяснение простое: бузотёры приехали, оппозиция, а не люди, пришедшие в отчаяние и требующие разбирательства, и пиар — вот две отмычки, которые постоянно работают, отвечая на все проблемы, которые жители выкладывают.

Получается такой невероятный конфликт общества и системы управления, которой действительно территории нужны, а люди нет.

Что делать?

Что касается нас, какой рецепт? Кто-то очень остроумно сказал: главный залог успеха — это немножко пересмотреть свой взгляд на мир. Давайте научимся любить своих детей больше, чем начальство. Не отпускать своих детей на заклание, а считать, что благосостояние и счастье наших детей важнее всего. Тогда и возникает правильная система действий: мы боремся за будущее детей.

Если мы вот так посмотрим, — любя своих детей больше, чем начальника — мы сможем и подумать, как нам выстраивать нашу жизнь. А нам это всё время подменяют, понимаете?, что «любовь к Родине» — это вовсе не любовь к своему краю, двору, к своим детям и так далее, — а это такая абстрактная идея любви к начальству. Все эти записные «патриоты», которые у нас с телевидения не сходят, рассказывают нам, что мы должны любить начальство, и это якобы любовь к Родине. Да неправда это! Родина больше, чем начальство. Думаю, вот эта нехитрая истина должна стать частью нашего сознания, которая нам позволит пересмотреть наши взгляды на жизнь.


* Персонально ваш / Ирина Прохорова // 11.04.18