Каковы истинные мотивы террористов?

На модерации Отложенный

Не один раз пытался написать пост по терроризму, но все как-то не было времени. Но сейчас, после теракта в Домодедово, все отложил в сторону и решил прояснить суть происходящего, так как я ее понимаю. На мой взгляд, это необходимо, ибо властями официально распространяется ложные трактовки истинных причин систематически происходящих на всей территории страны терактов. Понятно, что это обусловлено политкорректностью. Однако эта болезнь настолько запущена, что, как говорится, настал момент рассказать пациенту всю правду. Я конечно понимаю, что в Гайдпарке аналитические статьи не пользуются популярностью, здесь в основном предпочтение отдают эмоционально написанным текстам. Тем не менее, постараюсь изложить  эту тему. Ведь для того, чтобы понять происходящее вокруг нас, все же надо иметь какое-то представление о причинно-следственных связях между разными событиями.

Любое преступление, в том числе и теракт, совершается человеком или группой лиц, которые руководствуются конкретными мотивами. Каждый криминалист знает, что правильно определенный мотив преступления и построенная на его основе адекватная версия, это половина успеха в его раскрытии. Все преступления можно подразделить на несколько групп. В первую группу относятся преступления, совершаемые ради наживы и обогащения. Это самый распространенный вид преступлений. Вторую группу образуют преступления против личности – когда целью преступника является унижение человеческого достоинства жертвы. Отдельную группу составляют преступления против государства и его устоев.  Сюда же, правда с некоторой натяжкой, можно отнести и преступления против общественного порядка. И совершенно обособленно стоят преступления идеологического или религиозного характера. Относительно последней группы следует сказать, что в либеральных государствах, где чтут свободу мнений и свободу совести такого вида преступлений просто нет. В Европе после окончания 30 летней религиозной войны в 17 веке и подписания Вестфальского мира был провозглашен лозунг: «Чья власть, того и религия!». Это означало, что католическая церковь вынуждена была признать легитимность протестантских государств и фактически отказаться от преследования вероотступников – еретиков, фактически признав свободу вероисповеданий.  По-другому дело обстоит в исламских государствах. Там нет традиционного деления на власть кесаря и бога, ислам одновременно является верой и законом. Правоверный мусульманин, живя в светском обществе, может подчиняться его законам лишь в той степени, в какой они не противоречат шариату. Именно в столкновении светского образа жизни и религиозных чувств у мусульман в современном модернизированном обществе нередко возникает внутренний конфликт, который при определенных условиях может стать источником преступлений религиозного характера.

Относительно террористических актов, в результате которых гибнут десятки, а иногда и сотни людей, распространяется много интерпретаций относительно того, чем они являются. Это и проявление абсолютного зла, и месть за кого-то или за что-то, а также скрытая геополитическая борьба и пр.! Ну, на счет зла, это слишком общая формулировка, хотя этим тезисом очень часто пользуются журналисты, что бы хоть что-то  написать.

Относительно мести все несколько сложнее. Дело в том, что, по сути, месть это акт восстановления справедливости. В тех обществах, где отсутствовали институты государственной и судебной власти, справедливость приходилось восстанавливать мужчинам из той семьи, клана или рода, в отношении членов которых было совершено преступление. В современном обществе право на месть монополизировал суд. Только суд определяет меру вины и наказание. В традиционных обществах в отсутствии объективного суда месть была и сегодня остается эффективным, а иногда и единственным способом поддержания хоть какого-то порядка. Поэтому теракты, которые происходят на территории России уже более 10 лет никак нельзя квалифицировать как месть, потому что при массовом убийстве невинных людей ни о какой справедливости речи вообще не может идти!

В качестве классического примера мести можно привести случай Виталия Калоева. После того как в 2002 году над Щвейцарией разбился самолет Башкирских авиалиний в котором погибла вся его семья, началось длительное следствие над сотрудниками «Скайгайд» (организация регулирующая воздушное движение над Швейцарией). В ходе разбирательства выяснилось, что виновным в аварии оказался диспетчер Нильсен, которому удалось уйти от наказания. Когда стало ясно, что диспетчеру за его халатность ничего не угрожает, Калоев решил взять правосудие в свои руки и в феврале 2004 года убил его на пороге собственного дома, а затем сдался властям. Он не стал искать взрывчатку, чтобы заложить ее где-нибудь в людном месте или подорваться  самому, унеся жизни как можно большего количества людей. В этой трагичной истории есть все элементы реализации мести: преступление, определение виновного и наказание. В странах с развитой судебной системой месть квалифицируется как преступление против личности, так как государство сохраняет монополию на правосудие и наказание. В том случае, когда судебная власть в силу различных причин деградирует, а общество погружается в архаическое состояние, месть может вновь стать главным способом установления справедливости. Так было на диком Западе США в 19 веке, когда только благодаря распространению огнестрельного оружия среди населения удалось навести порядок. Деградация судебных и следственных органов в России, если она будет продолжаться такими же темпами, неминуемо приведет к тому, что граждане начнут самостоятельно приобретать огнестрельное оружие и с его помощью вершить правосудие.

Является ли теракт преступлением против государства? Нет, так как террористы предварительно не призывают напрямую к свержению конституционного строя. В царские времена, когда народники или левые эсеры убивали членов царской семьи и высокопоставленных чиновников, это действительно было анти государственным преступлением. А когда убийство осуществляется массово с использованием дополнительных поражающих элементов для увеличения радиуса действия в местах большого скопления людей, реальным мотивом может быть только религиозная ненависть. Ведь в религиозной войне враг не разбирается кто перед ним женщины, дети или старики, для него главное, что они иноверцы. Поэтому их можно убивать. Все гипотезы относительно того, что взрыв Домодедово это месть за что-то глупость. Это непрекращающийся джихад, который ведется радикально настроенными мусульманами у нас в стране!