Не пора ли покончить с односторонней амнистией?

На модерации Отложенный

Известно, что одним из главных требований со стороны Кадырова как старшего, так и  младшего для нормализации ситуации в Чечне была амнистия боевиков, т.е. тех людей, которые с оружием  в руках воевали против федеральных войск. Согласно договоренностям с Путиным, амнистировались те боевики, которые не совершали тяжких преступлений. Под тяжкими преступлениями обычно подразумевается убийство. Иными словами, если ты носил стрелковое оружие и даже участвовал в боевых действиях, но твоя причастность к смерти наших военных не доказана – ты свободен! Так решил в то время наш Президент, который воспользовался правом на помилование. Очевидно, что при таком подходе наказание понесли единицы чеченцев, а основная масса участников банд формирований, у которых на руках была кровь наших солдат, остались безнаказанными. На практике, чтобы объективно определить, кто виноват, а кто нет, потребовались бы годы, при условии, что все сдавшиеся бандиты все это время содержались бы в специально созданных для этого лагерях для военнопленных типа американского Гуантанамо и в отношении них применялись бы меры интенсивного воздействия. Однако российская власть по политическим причинам, не стала проводить необходимые следственные действия, а  провела огульную амнистию, плоды которой мы будем пожинать еще очень долго. В итоге многие крупные кровавые преступления чеченцев не были расследованы должным образом. Так, например, из 195 бандитов захвативших больницу в Буденновске были убиты при штурме  больницы 30 человек и впоследствии убиты еще 5. Из 20 задержанных -18 отпущено и только 2 человека получили срок. На свободе осталось 140 человек, на которых также, видимо, распространилась амнистия! И подобного рода случаи далеко не единичны. А сколько не расследованных убийств осталось с момента массового бегства русских при Дудаеве! Каков же главный итого такого потворства чеченским бандитам, получившим покровительство Кадырова, а, следовательно, косвенным образом и Путина?  На мой взгляд, это в первую очередь утвердившаяся уверенность чеченцев в своей полной безнаказанности и вседозволенности.

Однако у этой амнистии оказалась и вторая сторона проблемы. Если помилование получают боевики, которые с высокой степенью вероятности участвовали в боевых действиях и вели огонь по федеральным войскам, то как, в таком случае, относится к преступлениям федеральных войск против чеченцев? В этом случае логичнее всего было бы провести такую же огульную амнистию без расследований и забыть про все, так сказать баш на баш. Пройдет какое-то время люди успокоятся и все ужасы войны отойдут на второй план. Истории известны такого рода амнистии. В свое время они позволяли забыть про кровные обиды и восстановить мирную жизнь. Однако чеченцы ребята настырные и бескомпромиссные.  Позиция Кадырова в этом вопросе не артикулируется в явном виде, но, по сути, проста и всем понятна – боевые действия, которые вели федеральные войска это преступление, а тот отпор, который давали местные жители с оружием в руках (правильнее их было бы называть бандитами), это оборона от оккупантов.

Видимо такая позиция в свое время молчаливо поддерживалась и Путиным. Отсюда проистекала и личная заинтересованность Кадырова в исходе по делам Буданова, Ульмана, Аракчеева и других военнослужащих, обвиненных чеченской стороной в убийствах мирных жителей. Хотя различие между мирными жителями и боевиками на период военной компании носили условный характер – если чеченец был застигнут с оружием в руках, то он боевик, если это оружие он временно где-то прятал, то это уже был мирный житель. Если этот мирный житель не подчинялся приказам военных и уничтожался за это по правилам военного времени, то это было преступление федералов. Поэтому многочисленные амнистии, которые осуществлялись в отношении боевиков на протяжении нескольких лет, не предполагали аналогичных шагов в отношении военнослужащих федеральных войск.  Итогом такой аморальной политики стал чрезмерный рост агрессивности чеченского правосудия, значительное количества представителей которого на сегодня состоит из амнистированных в свое время боевиков. Сегодня эта агрессивность заключается в том, что чеченские следственные органы буквально завалила Министерство обороны запросами на военнослужащих, принимавших участие в военных операциях в республике, с требованием предоставить личные их данные (http://svpressa.ru/society/article/44596/). Чем закончилось подобного рода расследование в отношении  полковника Буданова, мы все уже хорошо знаем. Далее, по-видимому, последуют аналогичные «следственные действия» в отношении других военнослужащих, честно исполнявших свой военный долг в Чечне.

В связи с этим возникает вопрос – а не пора ли со всем этим покончить? Коль скоро Кадыров требует справедливости, то может найти взаимно сбалансированное решение. Создать несколько фильтрационных лагерей и поместить в них амнистированных боевиков и, в конце концов, в течение нескольких лет провести массовое дознание относительно того, какие преступление они совершали, а какие нет. Всего-то надо будет разместить 5-8 тысяч человек и привлечь пару сотен дознавателей. После этого нет никакого сомнения, что как минимум половина из этого контингента отправится в места не столь отдаленные и на приличные сроки. Вот тогда и будет восстановлена истинная справедливость! Ну а после этого можно будет говорить и о расследовании различного рода эпизодов с участием военнослужащих федеральных войск, принимавших участие в антитеррористической операции. Если этого не сделать, то что-то мне подсказывает, что наши военные не будут сидеть сложа руки и ждать, пока их не отстрелят как баранов, а все же дадут достойный отпор зарвавшимся горцам! Но это уже видимо будет начало другой главы российской истории…