Будапештский меморандум и ядерные хохлуту

Последнее время очень много деятелей на Украине плачут о статусе «ядреной державы», и о том, что если бы, да кабы, да на носу росли грибы. Плачут в самых разных формах, от мрий о создании, до «Америка должна».
Де факто, на территории Украины на 1993 год находится 176 межконтинентальных баллистических ракет разных типов, несущие в общей сложности 1240 ядерных боеголовок. Еще ракеты х-55 и их боевые части. Третий по мощности ядерный арсенал. Но вооруженные силы еще не разделены, и подчиняются Москве. Присяга солдат и офицеров — Российская. Системы управления, коды запуска и прочие специфичные для ракетной отрасли вещи — контролируются Москвой. Это российское ядерное оружие. И весь мир рассматривает его, как российское.
И есть документ, регулирующий обращение с ядерным оружием. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Основные его тезисы:
Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.
Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.
ДНЯО ратифицирован СССР в 1969 году. В 1992 году Россия приняла на себя обязательства СССР, как участника, обладающего ядерным оружием. Передать ядерное оружие Украине Россия не имела права согласно ДНЯО.
Более того — в рамках межгосударственного партнерства между Россией и США в 1991 году был подписан договор СНВ-1. Определивший паритетное сокращение стратегических вооружений. В 1992 году, в Лиссабоне, к договору СНВ-1 присоединились Казахстан, Белоруссия и Украина, взяв на себя обязательства передать все ядерные вооружения, находящиеся на их территории, России, с целью дальнейшего уничтожения, либо уничтожить.
Тогда же, подписав СНВ-1, все три присоединившихся государства взяли на себя обязательства избавиться от ядерного оружия на их территории. И вступить в ДНЯО, как участники, не обладающие ядерным оружием.
То есть 23 мая 1992 года Украина раз и навсегда отказалась от ядерного оружия. Отказалась, подписав СНВ-1.
Причем отказалась она от ядерного оружия, которого у нее и не было. Было российское оружие, размещенное на территории Украины.
5 декабря 1994 года Украина вступает в ДНЯО как страна-участник без ядерного оружия. Лиссабонский отказ подтвержден на весь мир, поскольку участники ДНЯО — 190 стран. Украина приняла статус страны без ядерного оружия.
Это отдельный документ, к Будапештскому Меморандуму отношения не имеющий.
В тот момент казалось, что все получили то, что хотели. Русские — свои ядерные игрушки, Украина деньги, США — спокойствие и приятный глазу перевес паритета СНВ-1, а Британия просто рядом постояла.
Ну, её и затем и звали.
Но плохо вы, господа, украинцев знаете. Ядерное оружие тут же превращается в предмет подлого, наглого и циничного шантажа, поразившего своей откровенностью даже американцев. Украина отказывается ратифицировать Будапештский Меморандум и требует еще денег. А у русских урана не просто много, а очень много, и они способны поправить «паритет» обратно. Поэтому русские упёрлись — сначала пусть Украина ратифицирует Будапештский Меморандум, как взявшая обязательства «безъядерности» и бенефициар «заверений» и «обязательств», а там уж мы, как гаранты — подпишем сколько угодно. Но Украина требует «дополнительных гарантий», Украина требует финансовой помощи, Украине все должны.
Но пока Украина отказывается ратифицировать Меморандум, пытаясь выцыганить еще и еще денег с США — Россия как бы в рамках своих обязательств вывозит ядерное оружие с территории Украины. Украинцам становится ясно, что еще немного — и торговаться будет не за что — россияне вывезут всё. Поэтому начинается украинский саботаж и открытое противодействие действиям российских войск по вывозу ядерного оружия.
Но русские тоже не лыком шиты — операция превращается из транспортной в условно-боевую. В ход идут все возможные уловки. Итогом же было заключение совместной комиссии по соблюдению ДНЯО, что ядерного оружия на Украине больше нет. После чего вежливые британцы с менее вежливыми американцами послали украинцев, с их хотелками за ратификацию Будапештского Меморандума, по всем известному адресу. Требуя для себя преференций выше оговоренных, Украина потеряла и то, что ей по этому документу гарантировали — поскольку Будапештский Меморандум никто так и не ратифицировал.
«Лиссабонский протокол» к СНВ-1 можно уже не вспоминать, поскольку СНВ-1 прекратил свое действие, как только все его участники выполнили свои обязательства по договору. Украина, например, полностью отказалась от ЯО и уничтожила все стратегические вооружения.
А вот произошедшее 5 декабря 1994 года вступление в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), по которому Украина берет обязательства «не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств» — это то, во что можно и нужно тыкать носом любого страдальца по Будапештскому Меморандуму, или деятеля, мриящего о том, что Украина может себе позволить создать ядерное оружие. Ну и вот в эту цитату из книги The Trilateral Process: The United States, Ukraine, Russia and Nuclear Weapons Стивена Пфайфера, директора «Инициативы по контролю за вооружениями и нераспространению» их тоже надо тыкать:
В то время как сохранение ядерного оружия могло греть престиж Украины, оно могло также превратить Киев в ядерную страну-изгой.
«Ядерная страна-изгой» это звучит гордо, но если кто-то думает, будто США мечтают о расширении числа таких стран — он сильно ошибается. Уже не в этой жизни. ЮАР нагнули сдать ядерные боеприпасы — и других понемногу нагибают, совместными усилиями. Тут консенсус определенно достигнут.
Комментарии
Россия не подписывала СНВ-1.Подписывал СССР.
Далее не читаю.
Зачем нагораживать,что бы потом кто-то мог придираться вот даже по этим пунктам?С первых предложений,зачем?
Когда все элементарно просто.Ни у УССР,ни у Украины никогда не было своего ЯО.Ни-ко-гда.Просто СССР на их территории размещал свое оружие.Ни у БССР ни у Казахстана своего оружия ядерного никогда не было.
Россия,как правоприемница СССР,просто вывело свое оружие с территорий сопредельных стран.
Тем более американцы на этом очень настаивали.
Вот из того,что успел прочитать,правда что Украина даже не могла воспользоваться этим оружием,коды все в Москве были.
И зачем дальше нагораживать,когда все элементарно.