Идеальный человек социума

На модерации Отложенный

 

Идеальный человек социума.

       Процесс проявления иерархии ценностей невозможен без некого идеального носителя этих ценностей, который смог бы увязать все эти системы в единое целое. (Вспомним “идеального мужа” по Конфуцию, “истинное или божественное Я” восточных учений, Я - как частицу Бога христианских религий, СО-ВЕСТЬ или соведание, ведание с кем-то по А.А. Ухтомскому). Таким носителем мог бы быть для нас “идеальный человек социума”, которого мы создаем (прежде всего как некую сущность, связывающую во единое целое все процессы нашего восприятия, в первую очередь на бессознательном уровне). Мы вынашиваем его в себе (очень часто даже не осознавая этого) для суда над другими: насколько же они отличаются от нашего “идеального человека социума” (ведь оценить “+” или “-” мы можем лишь сравнивая с каким-то условным нулем, а в данном случае с идеалом). Мы будем считать человека хорошим, если он ближе чем мы к этому идеалу, и плохим - если дальше.

        В действительности же мы лишь создаем ВЫСШЕГО СУДИЮ для самих себя в образе этого идеального человека. Именно он будет править нашей судьбой, наказывать болезнями, ставить нас в нелепые ситуации, делать нас счастливыми и несчастными. При этом, чем большая работа  будет проделана нами по переводу своей части единой общечеловеческой иерархии ценностей на сознательный уровень, тем выше будет степень упорядоченности наших мотивов, тем однороднее будут градиенты мотивационного поля, тем более мы будем “синхронны” с нашим идеальным человеком - тем большими хозяевами своей судьбы мы будем являться. Но тем менее склонны мы будем прощать себе свои ошибки, тем меньше будут допустимо возможные отходы от идеала.

       Едва ли можно воспринимать данного идеального человека как какой-то сознательный образ. Большая часть этого образа будет находиться в глубинах нашего подсознания и бессознательного, проявляясь и в бессознательном приятии и неприятии людей, их поступков, в глубине и направленности эмоционального восприятия, во вроде бы беспричинных сменах нашего настроения. Это образ, который строится не столько нашим сознанием, как нашими действиями, поступками, нашим эмоциональными отношением и восприятием окружающего мира; нашей, наконец, уверенностью в том или ином, что мы не можем знать наверняка; нашим “отторжением” некоторых знаний, проявляющимся в процессе забывания. Таким образом, этот человек является образом, интегрирующим в себе наше миропонимание, мироощущение, мировосприятие.

        При этом, сознательная часть мотивационного поля будет проявляться в намерениях человека. Активность же по осуществлению  этих намерений и ее волевая регуляция будет определяться именно жесткостью структуры иерархии ценностей, проявляемой на фоне общей активности человека.

        Общая же активность в конкретный момент будет определяться установками и стереотипами, являющимися проявлением действия как некоторой сознательной части мотивационного поля, так и, по большей части, проявлением иерархии ценностей подсознательного мотивационного поля группы наиболее значимых для субъекта в данный момент людей. Изменения же общей активности будут определяться вектором стремления этих иерархий к той иерархии ценностей, которая заложена в “идеальном человеке социума” данной личности.

        Этот вектор будет “истинным хозяином” и нашего настроения и нашего настроя на ту или иную деятельность. Так, например, человек принимает намерение бросить курить, но его активности осуществить данное действие “не хватает”. Так, нам необходимо сделать что-то важное, от чего зависит наше благополучие, а мы, “вдруг”, тяжело заболеваем. Так, юноша, решивший при своей девушке сделать какой-то красивый жест, от “случайно” проскользнувшей мысли “а не выглядит ли он смешно”, комкает все действие и действительно становится смешным.

        Это механизм “обратной связи” (а устойчивые системы невозможны без обратных связей), обеспечивающий “отдачу” организмом внешнему миру того, что необходимо для жизни этого внешнего мира. Это механизм закона возмездия. У А.А. Ухтомского по этому поводу можно найти следующие слова. “Одно из общих мест Достоевского таково: великие последствия происходят благодаря мелкой случайности; но случайность этого как бы предусмотрена неким великим Разумом Событий и Бытия! Более всего мы и ищем этого Разума вещей и Бытия! Для него - наука, для него - вся наша вера! И только он признается нами действительно и не призрачно Сущим! Он - искомое нашей мысли, и он же единственно подлинное Бытие!”. “Возмездие есть, без сомнения, закон бытия, и оно ... гораздо ближе к человеку ... Согласно принципу доминанты мы видим во встречном человеке то, что по поводу встречи с ним поднимается в нас, но не то, что он есть. А то, как мы толкуем себе встречного человека (на свой аршин), предопределяет наше поведение в отношении его, а значит, и его поведение в отношении нас... Дурной заранее видит в других дурное и эти самым провоцирует в них в самом деле дурное, роняет их до себя; так мы заражаем друг друга дурным и преграждаем себе дорогу к тому, чтобы вырасти до того прекрасного, что действительно может скрываться в другом. Заражение дурным идет само собой очень легко. Заражение хорошим возможно лишь трудом и работой над собой, когда мы активно не даем себе видеть в других дурное и обращаем внимание только на хорошее”.

       В данной картине мира мотивация выступает как взаимодействие иерархий ценностей, одна из которых переходит из скрытого, “не проявленного”, состояния в состояние осознанности, из состояния “вещи в себе” в “вещь для себя”, причем процесс перехода может иметь свою, динамически изменяющуюся скорость; другая иерархия претерпевает полностью обратные изменения.

        Таким образом, мы имеем картину сложно меняющегося мотивационного поля, но меняющегося по вполне определенным законам, действие которых можно предвидеть. Так, в первом приближении (используя язык математики), действие мотивационного поля   на человеческом уровне, с точки зрения эволюции, будет  обуславливать “положительное подкрепление” (в виде достижения состояния счастья и, соответственно, наибольшей жизнеспособности)  личностей, стремящихся жить в согласии со своей совестью.

Именно вектор направленности мотивационного поля и будет “включать”  механизмы болезней и механизм “отстранения” личности, снедаемой какой-либо страстишкой, от влияния на ребенка (если таковой и будет). Он, препятствуя “социальному наследованию” личностной деградации, творец механизма “несчастной судьбы”, обуславливающий невозможность создания семьи и появления потомства;  механизма “не стремления” к созданию семьи и продолжению рода.

        Считать же, что человек - это самая высшая и конечная ступень эволюции, не подпадающая под действие законов эволюции - самонадеянная глупость индивида, считающего себя центром мироздания (антропоцентризм). Действие мотивационного поля обеспечивает выполнение следующего закона: если хочешь счастья – стремись жить по совести;  не хочешь - будь рабом страстишки, рабом любви к себе, постепенно нисходящей до любви к все меньшей и меньшей части  себя.

        Cтремление к нравственности - закон эволюционного развития, воздействующий на человека “изнутри”. Он учитывает индивидуальные особенности человека, учитывает изменения человека в нравственном плане, учитывает насколько близок данный человек к тому идеалу, который он может достичь в силу своей генетики и особенностей индивидуального развития. Действие “изнутри” обеспечивает неизбежность его выполнения, в отличие от законов юридических, являющихся результатом эволюции морали, действующих на человека “снаружи” и не имеющих возможности учитывать все личностные особенности человека.

         Попытками воздействия на человека изнутри, с целью обеспечения нравственного здоровья, внутренними регуляторами поведения человека, с точки зрения психики человека, являются попытки создания устойчивых систем, воспринимаемых нами как различные религии. “Каркас” любой религии составляют именно нравственные ценности, стоящие за ними. Бог, как высший судия и лучшая часть того, что есть в человеке, проявлен в нашей совести. Бог является и воплощением совести народа, создавшего данную религию. При этом воздействие осуществляется через совесть людей. Страшный суд - это и есть суд своей совести, от которого не спрячешься. Второе пришествие христианских религий - это процесс рождения Бога внутри каждого человека - процесс осознания каждым, что Бог в нас, в нашей совести, что любое безнравственное поведение неизбежно будет наказано. Осознание данного факта со всей неизбежностью будет обуславливать запуск механизма возмездия. Осознание действия этого механизма означает осознание своей ответственности за свои поступки, дела и мысли. При этом, чем выше степень воздействия и влияния на других людей - тем выше ответственность. Чем больше людей будет осознавать это, тем сильнее будет действие закона возмездия. С течением времени сила этого закона будет только нарастать.

         Путь к совести невозможен без определенной душевной работы, осуществляемой ради блага другого, требующей значительной волевой регуляции, результатом которой становится рост силы воли, силы духа человека. И именно нравственная направленность будет обуславливать: будет ли результатом такой работы радость жизни и счастье или злость на весь мир и смертная тоска, разрушающие человека. В зависимости от этого результата человек будет либо восходить к Богу, либо разрушаться. Так, все новомодные голодания, закаливания и все напряженные состояния работы организма будут заканчиваться либо полным излечением от болезней, либо смертью в зависимости от нравственной направленности, от того какая преобладающая эмоция - положительная или отрицательная будет конечным результатом такого напряжения.

        Здесь следует отметить, что такие мировые религии как христианство и ислам (причем последний в более жесткой манере - что должно давать больший психологический эффект) используют различные “тренировки” духа с обязательным последующим праздником - внешней стимуляцией положительной эмоции.

        Данная мысль проста настолько, что она не требует ни учителя, ни каких-либо сокровенных знаний, ни слепого поклонения. Истина не требует зависимости от нее. Единственным  же источником наших болезней, слабостей являются наши зависимости. Чем больше человек слушает только зов своей совести - тем он сильней и более независим. Путь совести - для каждого свой, а каждый совет наиболее хорош только для того, кто его дает. Лучший учитель ты сам, но только если ты честен с собой. Не пытайся себя обхитрить - это бесполезно. Время вскроет все обманы, только чем дальше этот процесс будет растянут во времени - тем больше будет потом боли. Нет голоса призывнее, чем голос совести. И в каждом из нас есть Божественная искра - стремление быть лучше и нравственно чище, стремление жить по совести.

        Все случаи излечения, психокоррекции могут наблюдаться лишь тогда, когда человек поверит в то, что он может стать лучше и на основе этой веры, совершая определенные духовные, волевые усилия действительно станет нравственно лучше. Но совершить сей духовный подвиг можно лишь стараясь помочь другим, в противном случае наши психологические защиты будут барьером нашего духовного роста. Любовь сметает все барьеры и она излечивает любящего. Чем ближе она к христианской любви - самоотречению, тем она чище и сильней. И наоборот, чем выше степень любви к себе - тем выше степень распада. Наивысшую степень любви к себе мы можем наблюдать у сумасшедших.

          Чем сильнее человек стремиться жить по совести, тем больше в нем истинной любви и тем больше радости жизни он способен ощущать. Чем более бессовестен человек, тем больше его любовь к себе, к какой-то части себя, тем большая тоска и неудовлетворенность его постоянные спутники. Тем меньше такой человек может быть счастлив, ведь счастливым человек может чувствовать себя лишь тогда, когда он множит ощущение радости чего-либо от того, что другие способны разделить с ним эту радость. При этом у всех сопричастных ощущение радости не делится, а именно множится.