Совесть - как процесс отражения иерархии сил окружающего мира.
На модерации
Отложенный
Д) Формирование психики под действием сил внешнего мира.
С. Л. Рубинштейн определял мотивацию как опосредованную процессом отражения субъективную детерминацию поведения человека миром. Но детерминация, понимаемая как определяющее воздействие, не может обуславливаться какой-либо сущностью, а только действием сил. Только сила способна оказывать воздействие. Действие же сил подчиняется определенным законам.
Активность человеческой психики, согласно положений психологии, заключается в опережающем отражении окружающего мира. Но отражать можно лишь то, что существует в данный момент. Опережение же предусматривает не отражение, а создание картины возможного будущего. Очевидно, что психика человека способна только на основе отражения законов действия сил строить картину наиболее вероятного возможного будущего. Следовательно более оправданной будет следующая фраза: “Активность человеческой психики заключается в построении картины наиболее возможного будущего на основе отражения законов действия сил внешнего мира”.
Воздействие же сил может быть различным во времени: одни способны сообщать кратковременный, но мощный импульс, другие способны накапливать свое воздействие с течением времени, третьи же могут действовать по другим, более сложным законам. Для учета действия сил во времени необходимо их упорядочивание, учет по их значимости в данный момент и в долговременном будущем.
Понятно, что чем менее значимое воздействие будут оказывать на нас силы в данный момент - тем более значимым (и на более длительный срок) будет учет действия сил будущего. Чем меньше сил будет затрачиваться организмом на поддержание достигнутой активности, на удовлетворение потребностей, - тем больше будет возможностей развития своей активности, развития своих способностей, либо создания новых потребностей.
Для выживания организму необходимо воспринимать иерархию действия сил по их значимости. При этом следует заметить, что с совершенствованием организма в эволюционном плане, он вынужден учитывать все более тонкие и более идеальные законы, раскрытие которых возможно только с совершенствованием сознания.
Так организм, живущий в социуме, защищен в большинстве случаев, от воздействия неблагоприятных сил действиями социума. Чем выше степень защиты, тем более значимым становится для него учет законов развития социума. Следует учитывать, что львиная доля законов (в количественном плане) учитывается организмом именно на бессознательном уровне. Только действия, предпринимаемые первый раз и требующие наибольшего напряжения сил для принятия решения в ситуации выбора и борьбы различных мотивов, требуют наибольшей сознательности от индивида. По мере их многократного повторения, они становятся все более автоматическими и, закрепляясь в опыте поколений, становятся жизненно необходимыми.
На основании вышеприведенного, можно сделать вывод, что сознание, разум является сложной функцией выбора модели наиболее целесообразного поведения либо по сохранению, либо по развитию жизненной активности организма, осуществляемого на основе отражения действующих иерархий сил. При этом сознание будет включать, как одно из своих крайних состояний, и бессознательное поведение, являющее продуктом эволюционного закрепления выборов, произведенных ранее в процессе филогенеза. Вторым, крайним состоянием сознания, будет состояние полной осознанности. Можно выдвинуть предположение, что чем выше осознанность поведения, тем меньше бессознательных компонентов оно будет включать и наоборот. При этом подсознание будет характеризовать динамический процесс онтогенетического перехода осознанных выборов в автоматические действия.
В книге А.А. Ухтомского “Интуиция совести” в отношении учета законов действия сил в перспективе можно прочесть следующее: “Если бы потребовалось сказать одним словом из числа общеупотребительных, какой орган в нашей человеческой организации является наиболее дальновидным “рецептором на расстоянии”, наиболее глубоким зрителем будущего, надо было бы назвать
С О В Е С Т Ь (“СО-ВЕСТЬ”)
Таинственный, судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки видения, все унаследованные впечатления от жизни рода, и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о должных последствиях того, что сейчас делается перед нами”.
Е) Иерархия ценностей - как отражение иерархии значимости действующих сил.
С точки зрения человеческой психики, отражением иерархии действия сил окружающего мира будет построение иерархий ценностей.
Если рассмотреть эволюцию жизни на нашей планете, то можно видеть, что, начиная с простейших, одним из основных стремлений всех организмов является стремление к сохранению и продолжению собственной жизни. Такое же стремление мы признаем и за целыми популяциями и видами, но почему-то не хотим признать за жизнью в целом - как сложной развивающейся взаимосвязью всех живых существ.
С другой стороны, эволюция наглядно показывает нам, что с развитием и усложнением организмов начинают возникать такие формы поведения среди животного мира, когда для сохранения семьи или популяции гибнут отдельные особи. С усложнением организмов мы можем наблюдать случаи самопожертвования в животном мире. Известны случаи истинного альтруистического поведения, когда отдельные особи птиц “отказываются” от создания собственной семьи для того, что выращивать “племянников и племянниц”. Если считать все живое на земле единым, сложным организмом, то становится понятной общая целесообразность всех подобных процессов, целесообразность подобного самопожертвования. Это жертва части для сохранения единого целого.
С точки зрения эволюции психики, можно видеть возникновение и взаимодействие двух иерархий ценностей. Одна иерархия, изначально существующая, - это иерархия, основанная на ценности собственной жизни и индивидуальности, на удержании достигнутой определенным организмом активности. Вторая - иерархия ценностей, филогенетически развивающаяся, все более проявляющаяся с эволюцией сознания и психики. Это иерархия ценностей, в основе которой лежит ценность единого организма, являющегося сложным симбиозом всего живого, ценность Жизни на планете. Относительная ценность его “отдельных органов”, “клеток”, очевидно, различна. “Отдельные клетки” могут приноситься им в жертву ради сохранения Единого Целого, вне зависимости от того, что данные “клетки” “думают” о своей ценности.
Особенность этой, второй иерархии ценностей, приводящей к развитию жизнеспособности единого организма жизни в том, что она все явственнее и четче начинает проступать в процессе эволюционного развития, приобретая все большее влияние на развитие всего живого.
Это иерархия ценностей, которая, по мере развертывания во времени, переходит из скрытого (не проявленного) состояния в состояние осознанности, претерпевая превращения из “вещи в себе” в “вещь для себя”.
Ё) Эволюция иерархий ценностей в истории человечества.
Если обратиться к истории человечества, то легко можно видеть, что за всеми социальными потрясениями, войнами, освоением земель, стремлением людей остаться на своей земле и выживать в самых суровых условиях, мы можем увидеть стремление отельных людей и целых человеческих масс к утверждению определенных систем ценностей. Наибольший импульс (т.е. импульс, имеющий наибольшие последствия для всего человечества в целом) придают те системы ценностей, чья иерархия была выражена более явственно и четко. При этом способности к восприятию данной иерархии должны быть уже сформированы в массах.
Весь исторический процесс человечества показывает нам, как определенные системы ценностей (являющиеся продуктом взаимодействия первой и второй иерархий ценностей), находящиеся в скрытом, не проявленном состоянии, постепенно начинают осознаваться и проявляться в конкретных действиях людей. Таким образом, они начинают кристаллизоваться, постепенно вытесняя значение ценности собственного Я, как первоосновы. Вначале высшее место в системе ценностей начинает занимать семья, затем род, племя, народ, человечество и, наконец, Бог, дарующий всем жизнь. Образ Иисуса Христа является воплощением Божественной любви, спасающего мир самопожертвованием.
В основе развития способностей лежит процесс энергоотдачи, использования собственной активности для создания продукта, представляющего некую социальную значимость. Иерархия ценностей, где наивысшая ценность Бог, как воплощение всеобщей любви, являющейся энергетической основой жизни - это иерархия ценностей которая обуславливает стремление отдавать, созидать что-либо для окружающего мира.
Мы и сейчас находимся в стадии становления иерархии ценностей, причем, в силу неравномерности и гетерохронности развития, каждый из нас на своем уровне. Может быть выдвинуто возражение, что это именно люди создают те или иные системы ценностей. Но в этом случае пришлось бы признать, что человеческий мозг не только отражает и рекомбинирует картины отражения, но и создает нечто, что еще не существует в мире.
История человечества - это история определенного рода эволюции и кристаллизации систем ценностей, по завершению которой системы ценностей приобретают определенную упорядоченность и завершенность, отличающие ее от других систем. Жизнеспособность любого сообщества определяется лишь жизнеспособностью той иерархии ценностей, которая его объединяет. После завершения процесса кристаллизации, проявляющегося в переводе определенной иерархии ценностей на сознательный уровень, “кристалл” начинает приобретать все больший вес в сознании отдельных людей, претворяющих данную иерархию в определенных действиях. Действия, став автоматическими, начинают усваиваются все большими и большими массами людей. Они могут усваиваться другими людьми без сознательного осмысления того, какая же именно система ценностей стоит за ними. При этом, уровень осознания будет зависеть от того, насколько готов конкретный человек воспринимать “не проявленную” иерархию ценностей, в основе которой лежит отречение от собственного Я для отдельного индивида.
Степень проявления иерархии ценностей, человека в его действиях, поступках (именно проявления, а не осознанности) и будет мотивом деятельности, или тем, что все религии мира связывают с понятием “Дух”. Проявленность, реализованность иерархии будет тем мощнее, чем более жестко построена эта иерархия.
Иерархия ценностей, в основе которой стоит Я - это система, основу которой составляют потребности человека. Это система служит для удержания наиболее возможной для нас жизнеспособности в данный момент, имеющая в своей основе использование окружающего мира, его “потребление”.
Другая иерархия определяя развитие жизнеспособности в непротиворечивом для всего остального живого мира направлении, производит упорядочивание и переделку первой системы, изменяет и, по-видимому, закрепляет эти изменения на генетическом уровне. Она также производит “отбраковку” особей, жизнеспособность которых является нецелесообразной с точки зрения общего баланса ЖИЗНИ в живом мире.
В животном мире подобные явления можно наблюдать, например, среди голубей. В этом случае можно видеть, что наиболее агрессивные голуби, поглощая корм и не давая делать это другим, несмотря на обилие пищи, “наедаются” до такой степени, что происходит сбой в гомеостатичности пищевой потребности. В результате этого пищи в желудке таких голубей становится столько, что она, разбухая разрывает его. На примере стаи горилл можно видеть, что наиболее агрессивный первый самец большую часть своего времени тратит на “разборки”, а наибольшее количество спариваний приходится на его “заместителя”. При этом, чем выше агрессивность первого самца, тем меньше его “плодовитость”.
В человеческом сообществе действие этого закона не столь очевидно. Однако, на примере бандформирований видно, что чем выше агрессивность отдельного члена банды, тем быстрее наступает его смерть. Проблемы с потенцией “новых русских” - вполне вероятный результат их агрессивности. Чем выше уровень развития психики, тем ниже, в силу законов эволюции, должен быть уровень агрессии. При этом, в данном контексте, под агрессией следует понимать поведение, направленное на снижение активности других особей данного вида, несопоставимое с приобретаемой в результате такого воздействия активностью данной особи.
Эволюция жизнеспособности предусматривает, во все нарастающей степени, закрепление форм поведения, способствующих все большему социальному взаимодействию. В чистом виде этот процесс можно видеть на примере высших насекомых: пчел, муравьев. Однако, с усложнением мозга, очевидно, к этому процессу предъявляется требование способности к адаптации на осознанном уровне, а не бессмысленное конформное поведение. С другой стороны, повышение жизненной активности - также результат естественного отбора. Значит наиболее жизнеспособными будут особи, развивающие свою активность В СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛИМОМ НАПРАВЛЕНИИ. Эволюция бактерий и вирусов, возникновение такого заболевания как ВИЧ-инфекция, поражающая в первую голову неспособных к жизни по законам социума - еще одно подтверждение данного закона.
Комментарии