Осторожно двери закрываются ! Следующая станция - Эпоха перемен

 

Что лучше поменять – деньги или Конституцию ?

Ну вот , давно уже ходившие в народе слухи о двух скорых реформах – денежной и конституционной – оказались не такими уж и слухами .

В сентябре директор Гознака Аркадий Трачук открытым текстом сообщил , что дизайн банкнот пора менять , а в начале октября председатель Конституционного суда Валерий Зорькин поведал в газетной статье  о том , что  у Конституции тоже есть недостатки .

То есть , меняться будет , скорее всего , и то , и другое …

Временная близкость сообщений о грядущих новациях вызвала у людей старшего поколения воспоминание о частушке конца 1970-х :

Сталин выиграл войну ,
Ленин – революцию .
Поменял Хрущёв деньгу ,
Брежнев – Конституцию .


Речь в частушке шла об «основном законе развитого социализма» 1977 года , помпезное принятие которого народный юмор счёл явным признаком измельчания вождей .

Победить в войне или устроить революцию – это деяния великие , а вот поменять Конституцию – это … 

Мельче даже , чем нолик с банкнот убрать. 

Денежная реформа , по крайней мере , каждого касается самым непосредственным образом .

А Конституция… Да кто о ней вспомнит , если что…
И , надо признать , в своём скептическом отношении к «брежневской конституции» советский народ и в самом деле оказался прав .

Когда наступили судьбоносные времена перестройки и гласности , решительно никого не смутило , с какой лёгкостью генсек-реформатор Горбачёв распорядился заменить Верховный Совет (высший орган законодательной власти , вообще-то) на монструозный «съезд народных депутатов» , да ещё таким способом избираемый , что тогдашние неформалы-острословы тут же прозвали новый орган власти «генеральными штатами» , - вполне , кстати , заслуженно .

Одним из горбачёвских нововведений было такое удивительное начинание , как «выборы от общественных организаций» , в ходе которых «народных депутатов» избирали не какие-то там граждане , а непосредственно пленумы центральных комитетов КПСС , ВЛКСМ , ВЦСПС и так далее – вплоть до Академии Наук и общества филателистов .

Самое смешное , что многие тогдашние советские либералы такие «выборы от первого сословия» воспринимали вполне себе положительно : мол , неизвестно ещё , выберет ли «человек с улицы» в высший орган академика Сахарова , а вот «товарищи учёные , доценты с кандидатами» выберут наверняка .

Ну ... и выбрали … Чем дело кончилось , все помнят .

Ну да ладно , оставим ностальгические воспоминания , вернёмся к дням сегодняшним и «ельцинской конституции» 1993 года .


Нуждается ли сей документ в изменениях ? Да кто бы спорил !

В ней полномочия властей распределены так , что возможности Государственной думы не сильно отличаются от тех , которые орган с аналогичным названием имел в 1906-1916 годах .

То есть принимать законы Госдума может , а вот контролировать их исполнение – нет , поскольку правительство перед ней практически не ответственно .

Зато у президента по Конституции полномочий едва ли не больше , чем оставалось у Николая Второго после первой русской революции .
И , что самое интересное , конституция 1993 года на практике менялась не раз .

Совет Федерации то избирался прямым голосованием , то назначался губернаторами , то снова избирался , но уже местными думами ;

выборы губернаторов то отменялись , то возвращались ;

способ выборов в Госдуму тоже несколько раз менялся, становясь то пропорциональным , то мажоритарным , то смешанным ;

неоднократно сливались поимённо перечисленные в основном законе субъекты федерации…

И всё это происходило тихо-мирно в рамках действующей Конституции , которая оказалась на удивление терпимой к такого рода переменам . Гибкость завидная ...

Это сейчас как раз и настораживает .

Если уж сам Зорькин признаёт , что Конституцию надобно менять (пусть и «точечно» , а не «кардинально») , то это значит , что перемены будут в любом случае ого-го какие .

Причиной их станет не недостаток гражданских свобод (их-то как раз Госдума то и дело урезает , не поморщившись) , а проблемы , связанные с ожидаемым «транзитом власти» после неизбежного в обозримом будущем ухода Путина с должности президента . 

Своего рода страховка !

То есть повторяется ситуация середины 1990-х годов : мало ли что там в Конституции написано …

Если есть политическая необходимость , то и её надо «реформировать» :

Госсовет какой-нибудь сочинить или двухпартийную систему законодательно оформить . Ну, а что такого ?

Была же в брежневской Конституции 1977 года знаменитая 6-я статья о руководящей и направляющей роли КПСС …

Так почему бы не сделать две «конституционные партии» во избежание неприятностей и обеспечения какой-нибудь «конституционной идентичности» (это термин из статьи Зорькина , только не спрашивайте , что он означает).    

В общем , есть от всех этих новостей ощущение , что приближается время перемен , относительно которого мудрые китайцы желали известно что и известно кому .

А может , лучше всё-таки деньги поменяем ? ... Или власть ?

Оно вроде как безопаснее ...