Великие проекты прошлого.
Великие проекты прошлого.
https://aftershock.news/?q=node/689362
2.1Kсб, 06/10/2018 - 17:12 | Александр Рабин


Всем известна экологическая катастрофа, произошедшая в районе Аральского моря, проблемы высыхания Арала. Однако мало кому известно, что при полном и поэтапном, а главное – комплексном исполнении проектов ирригации и мелиорации в Среднеазиатских республиках этой катастрофы не произошло бы, Аральское море существовало бы до сих пор практически в своих прежних границах.
Аральское море питалось стоками в основном двух Среднеазиатских рек – Сыр-Дарьи и Амударьи, а также водой, поступающей в результате осадков и из подземных ключей. При этом Сыр-дарья и Аму –дарья дают более 90 процентов поступления воды, и в свое время в районе Арала соблюдался баланс поступления воды и ее расхода на испарение с поверхности озера. Однако, по мере внедрения в Среднеазиатских республиках хлопководства, из рек стали забирать воду на орошение полей.
Нужно сказать, что хлопок – очень водозатратное растение, специфика его выращивания требует огромных обьемов воды. Кроме того, сама специфика поливного земледелия в Средней Азии такова, что обязательно необходимо иметь дренажные системы, лучше закрытого дренажа (когда в земле под полем прокладываются специальные перфорированные трубы, по которым грунтовые воды сбрасываются в дренажные коллекторы), иначе происходит быстрый подьем соли из грунтовых вод, засаливание почвы и превращение полей в солончаки или даже такыры.
Технология поливного земледелия в отдельных местах требует ежегодных промывочных поливов, когда поля осенью или весной заливаются огромным количеством пресной воды, вымывающей соли в дренажную систему и уходящей затем просто в коллектора.
Кроме того, сам по себе хлопок не допускает, например, поливов дождеванием – у него очень длительный период, когда он цветет, при этом каждый цветок на кусте расцветает в разное время, нередко в течении месяца на растении есть цветы, при этом продолжительность жизни цветка – 1 день, и если в этот день пройдет дождь, цветок погибает и не дает урожая.
Другой причиной является то, что каналы, построенные до войны и в 50-60е годы строились по устаревшим сейчас технологиям, не имеют бетонированного русла или пленочного покрытия дна, в результате до половины забираемой воды просто фильтруется из канала в окружающую почву и уходит частично на подьем грунтовых вод, частично через дренажную систему в коллектора.
Таким образом, до половины и даже больше забираемой из рек воды просто уходит в дренажную систему.
Но куда же потом девается эта вода, не исчезает же она полностью? Нет, не исчезает, а просто сбрасывается в пустыню или неосвоенную степь, в подходящие низменности, образуя огромные разливы или озера. Можно сказать, что Арал-то никуда не делся, из его вод создали несколько искусственных водоемов на территории Туркменистана и Узбекистана.
Примерами таких водоемов являются, например, Арнасайские разливы, озеро Сечанкуль в Узбекистане, озеро Денгизкуль на границе Узбекистана и Туркмении (это озеро существовало и раньше, однако в результате отвода в него дренажных вод в настоящее время значительно увеличилось в размерах и стабилизировалось в их сезонных колебаниях, хотя раньше к концу лета значительно усыхало), Сарыкамышское озеро, а также еще несколько подобных озер, появившихся в различных впадинах в результате сброса коллекторных стоков.
Именно про эти водоемы можно сказать, что они являются осколками Арала в разных районах Средней Азии.
Примерно до середины 50х годов проблема Арала остро не стояла – еще в 1953 году береговая линия озера у Аральска проходила практически вплотную к железной дороге, однако к середине 60х она уже отошла на несколько километров. Проблема начала вставать во весь рост, и тогда была разработана концепция Главного Водосбросного тракта – гигантского коллектора, проходящего по территории Туркмении, Узбекистана и частично Казахстана, в который должны были собираться относительно малосоленые воды из дренажной системы и по отдельному руслу сбрасываться Арал, восстанавливая обьем стока в озеро. При этом предполагалось, что размер стока составит примерно половину от обьема забираемой у Арала воды , или даже несколько больше, что позволит резко замедлить процесс высыхания Арала и затем стабилизировать размер озера на точке, в которой оно было в конце 60х годов.
О масштабе этого коллектора говорит то, что этот канал должен был быть судоходным, и на нем предполагалось строительство гидроэлектростанции.
Началось проектирование системы, однако затем оно было прервано – победили сторонники концепции переброса в Среднюю Азию стока северных и сибирских рек, которые доказывали, что воду из коллекторов использовать нельзя в виду ее солености, она мол, погубит флору и фауну озера (между прочим, сейчас основные резервуары стока коллекторов – Арнасайские разливы. Сичанкуль и Денгизкуль – признанные охотничьи и рыболовецкие угодья, а Денгизкуль, кроме того, еще и природный заповедник), стоить это будет дорого и не улучшит водный баланс, так как воды останется столько же , сколько и было. Начались проработки проекта переброса Сибирских вод в Казахстан.
Проектов такого переброса было несколько – как по каналам, так и по огромным трубопроводам, однако, как ни нажимали руководители Среднеазиатских Республик и Главсредазирсовхозстроя, этот преброс в план не включали – у руководителей СССР до определенного времени хватало ума не ввязываться в эту авантюру.
Как ни странно, она чуть не начала осуществляться во времена перестройки, уже начали готовится промышленные базы для начала этого строительства, однако протесты ученых- экологов, потребовавших детальной экспертизы проектов, сначала остановили эту стройку. А потом было доказано, что последствия такого переброса как для Средней Азии, так и для Сибири в проекте просто не проработаны. Совсем. И от проекта отказались.
Между тем, в конце 80х проблема Арала встала во весь рост, и тогда был поднят лежавший «под сукном» проект ГВСТ, в срочном порядке проведены проектные работы, и где то в 1987 году была сделана попытка начать строительство – в пустыню в Бухарской области, в районе Караул-Базара была доставлена техника (шагающие экскаваторы и так далее ),организованы строительные подразделения, и уже должна была начаться работа – но уже шла перестройка, денег на финансирование строительства у Союзного правительства не нашлось, и обьект был сначала законсервирован, а затем закрыт, ПМК ликвидированы, техника вывезена.
Так закончилась попытка осуществить важный проект, который позволил бы предотвратить катастрофу Арала, или хотя бы значительно уменьшить ее последствия.
В этом отношении следует сказать, что его постигла судьба «Сталинского плана преобразования природы» в отношении Нечерноземья, который был отменен Хрущевым.
В настоящее время осуществить такой проект нереально, так как для этого нужны гигантские вложения и согласие по крайней мере двух бывших республик, в настоящее время независимых государств – Туркменистана и Узбекистана, что практически невозможно.
Комментарии
Как тот один деятель с Таджикистана сказал ..Русские колонизаторы.Они нам Вахшскую ГЭС построили испортив природу гор..А действительно.Зачем им промышленность.Пусть на ишаках ездят.И теперь никто им ничего не построит!