Демарш Лукашенко

На модерации Отложенный

 Выборы в Беларуси представляют интерес не только по шумному  завершению самого процесса, но причинам не менее важным, чем сами итоги их. Безусловно, мало кто сомневался, что победителем этих выборов будет Лукашенко, однако реакция как Запада, так США на разгон демонстрации, которая, если бы ее вовремя не пресекли, могла перейти  в серьезные беспорядки, оказалась намного резче ожидаемой. При том, что победа Лукашенко неоспорима, народ действительно его поддерживает, а что касается 80 процентов или 60-ти, то это технические проблемы, которые не тянут на то, чтобы не признавать выборы. И потом, оппозиция шла на конфликт,  заведомо назначив митинг по поводу фальсификации еще до  не начавшихся выборов, и,  пока она мирно митинговала, никто ее не трогал. Если сопоставить выборы в Беларуси с парламентскими или президентскими выборами во многих странах СНГ, приходишь к выводу, что первые были более демократичными хотя бы по предсказуемости результатов. Что касается Армении, так там, вообще, были человеческие жертвы. Безусловно, продажность западных наблюдателей уже стала притчей на языцех, и суммы, которые вручаются этим самым  наблюдателям, открыто обсуждаются на сайтах Интернета.  Экспертные заключения  таких наблюдателей неизменно завершаются словами «о шаге вперед на пути к демократии» и сделано уже столько таких шагов, что создается впечатление, что эта дорога ведет в никуда. Так почему же батька не шагнул в это никуда? Может батька отказался платить им и, если отказался, то по какой причине? Может быть, неподкупность наблюдателей была связана с заранее известной позицией западных стран и США, которые по любому приняли бы заявления, которые приняли? Но и жесткие заявления Лукашенко, практически его демарш  после разгона демонстрации по поводу демократии дают основания  думать, что ему как-то побоку (понимайте,  как хотите) мнение Запада, да, пожалуй, и Севера.

 Все последние годы как западные, так и российские СМИ утверждали, что экономика Беларуси дышит на ладан и вот-вот развалится. Утверждалось, и, не без веского основания, что все успехи ее связаны с демпинговыми ценами на поставляемые из России энергоносители. Но при всем этом,  реальные успехи в экономике имеются. Около трети объема производства ВВП обеспечивает промышленный комплекс, а это – Беларуськалий,  МТЗ,  МАЗ, БелАЗ,  БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия. Белорусия сегодня дает  треть мирового производства большегрузных автомобилей, 15 процентов - минеральных удобрений, 6 процентов – тракторов. На 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики – 450 человек с высшим и средним специальным образованием. Прирост главного интегрирующего показателя – ВВП - с 1996 года неуклонно рос и 2008 году составил 10 процентов по отношению к 2007 году. Рост ВВП  в 2010 году (январь-ноябрь) составил 7,2 процента. По данным Всемирного банка «экономический рост в Беларуси - не статистический феномен, а реальный факт». Лукашенко очень осторожно подошел к процессу приватизации, не дав возможности перехода стратегических предприятий в частные руки.  В Беларуси самый низкий уровень коррупции по сравнению с другими странами СНГ,  нет чиновничьего и милицейского беспредела. Принимая нищую и разоренную страну, за годы пребывания у власти он смог обеспечить минимум потребностей населения, прекратил исход инородного, в том числе и русского,  населения и полностью пресек националистические поползновения.  Другими словами, проводимая Лукашенко политика вполне удовлетворяет не желающее    повторения прошлого  население, и такие шалости, как изменения статистики участия и результатов голосования в пользу их увеличения ему легко прощаются. При этом, он и не скрывает своей слабости, заявив на прошлых выборах, что ему пришлось занизить процент проголосовавших за него, так как они выглядели уж больно нереальными. Безусловно, в годы его правления происходили крайне неприятные истории с исчезновением и убийством журналистов, политических оппонентов, но стоит признать,  что не в таком количестве, как в других странах СНГ и  что он не  взрывал их в арабских странах, не расстреливал в подъездах домов  и не травил полонием.

 Однако, как уже отмечалось,  успехи батьки были  связаны с  инвестициями   в  экономику страны со стороны России путем поставки дешевых энергоносителей.

Казалось бы, после резкого ухудшения отношений с Россией, Лукашенко обязан был пойти с сумой на Запад, так как дотируемую страну необходимо было поддерживать, не дожидаясь социального взрыва. Почему же батька пошел на самоубийственный шаг, не исполнив инструкций  прибывших накануне выборов с западными ультиматумами министров иностранных дел Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослава Сикорски, предложивших аж 3 млрд. долларов  за видимость демократичных выборов? Более того,  его жесткое подавление протеста можно назвать фактически открытым демаршем.

 

По нашему мнению, есть интересная версия, которая может в каком-то плане объяснить кажущиеся нелогичными шаги Александра Григорьевича. Если обратить внимание на динамику отношений с Китаем, то можно заметить следующую тенденцию. После 2006 года Лукашенко принимает стратегическое решение – резко увеличить экономическое и политическое сотрудничество с Китаем и уже в 2008 году товарооборот между странами составляет  2,2 млрд. долларов по сравнению с 34 миллионами в конце 90-х. В 2010 году Беларусь и Китай начали развивать специальную экономическую зону  для китайских инвесторов в Минске, где уже приступили к разработке 20 проектов общей стоимостью 1,3 млрд. долларов США.  В частности, среди этих проектов – домостроительный комбинат, 10 паркингов, гостиница «Пекин» и даже Чайна-таун. То есть китайцы прибывают в Беларусь надолго, если не навсегда. В 2007 году Китайская Национальная Корпорация Иностранного Экономического Развития приступила в  реновации двух электростанций -  Минск-2 (42 млн. долларов)  и Минск-5 (262 млн. долларов). В 2009 году Китайское Правительство приняло решение об открытии кредитной линии в размере 5,7 млрд. долларов  для инвестиций китайских компаний в Беларусь. Весной 2010 года Государственный Банк Китая открыл кредитную линию Министерству Финансов Беларуси в размере 8,3 млрд. долларов США.  В июне 2010 года Китайский Эксимбанк открыл кредит в размере 1 млрд. долларов США для Правительства Беларуси. В настоящее время стороны ведут переговоры об еще 100 инвестиционных проектах, и белорусская сторона заявляет о готовности китайцев инвестировать еще 15 млрд. долларов в экономику Беларуси.

Возможно, эти факты  дают какое-то объяснение той свободе, с которой в последнее время Александр Григорьевич разъезжая по миру, решает вопросы энергетической независимости своей страны. Он готов покупать нефть везде, где ему ее предложат, и, судя по всему, за ценой не постоит, Да и достаточно вольное отношение к руководству России видать, связано с  финансовой уверенностью . Естественно, наличие денежных средств и поддержка такого  экономически сильного партнера, при безусловной победе на выборах позволило бы любому президенту устроить небольшой Тяньаньмэнь, так что, надо полагать, батька повел себя еще очень-очень сдержанно. Может это и не совпало с его обещаниями Западу, но что поделаешь, кто платит, тот и заказывает. А китайцам нестабильность в Беларуси точно не нужна.

 Думается, что Беларусь будет получать всю большую поддержку со стороны Китая. Присутствие в Беларуси превращает Китай фактически в европейскую страну. Расположив здесь свои предприятия, китайская сторона обеспечит прямую экспансию на европейские рынки, может обойти многие ограничения, выступая фактически от имени своих белорусских компаний. Что касается Беларуси, то она, при наличии самого серьезного финансового партнера,  получит интенсивное развитие. Вполне понятно,  что, располагая очень серьезными инвесторами, Лукашенко решил осуществить следующий шаг и начать приватизацию ключевых государственных предприятий. При этом, он уж постарается подороже продать их, пополняя бюджет страны. Ничего страшного в этом нет, ведь ныне и «Вольво» принадлежит китайцам, а Швеция очень даже не хилая страна. В  плане защиты экономической независимости страны показателен его отказ,  передать России распределительную сеть энергопроводов и переработчиков  нефти.

Непоколебимость  Александра Григорьевича  на предложения об уступках по их ультиматумам возмутила  западников, ожидавших  его готовность согласиться с их предложениями в ответ на эфемерные предложения о помощи. Судя по всему, Лукашенко ныне  не нуждается в деньгах, более того не успевает осваивать поступающие предложения.  По всей видимости, китайские инвестиции вынудят европейцев очень быстро забыть про демократию и свои обиды на батьку и пойти к нему на поклон с предложением денег и дружбы. По нашей практике, мы-то знаем, то демократия для западников исключительно для внутреннего пользования. Стоит только вспомнить, как поверенный США в Киргизии становился в третью позицию у входа в ресторан, ожидая  барчука Максима Бакиева.  Батька откровенно выиграл, и чтобы противостоять  как-то  китайцам,  3 миллиарда долларов США, предложенных ранее  европейцами, он все же получит,  ибо отдать Беларусь  – это уже реальная угроза их государственной безопасности.

Не знаем, насколько верен наш анализ, но это факт, что и Запад и США  вспоминают о демократии лишь в том в случае, когда кость застревает поперек горла. В противном случае и мы, да и побитые белорусские демократы  увидели бы «еще один очень важный шаг на пути к демократии».