Концепции социализма

На модерации Отложенный

 

            Справедливое общество и  концепции социализма  

  Пытаясь решить вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни…  В своем историческом развитии социализм принимал различные формы: «государственный социализм», «катедер-социализм», «муниципальный социализм», «кооперативный социализм», «этический социализм», «религиозный социализм», «полицейский социализм», «крестьянский социализм» и т.п. Так полковник С.В. Зубатов утверждал, что: «Полицейский социализм» искал такой почвы для решения вопроса, где бы все умиротворилось само собой, без внешнего принуждения.»  

    Живший в обстановке гражданской войны английский философ Гоббс,  пришел к пониманию человека, которого Аристотель называл диким зверем. Слова Гоббса «человек человеку волк» дошли до наших дней, как напоминание о зле, заложенном в каждом человеке. Гоббс считал, что забота о своем собственном благополучии у любого человека сильнее, чем общественные связи. Мыслители социалистического толка, например Локка, пришли к выводу, что человек от рождения подобен чистому листу бумаги, на котором пишет свой текст социальная среда. Откуда следовало, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Социалисты разных направлений утверждают – чтобы изменить человека, нужно изменить социальную среду. Правда многие из тех, кто видел социальные причины в деградации личности, в социальной несправедливости, тот же Сен-Симон, мечтали лишь о справедливом законодательстве, дарованном монархами.

   Не сумев выработать позитивной программы построения социалистического общества, социалисты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует не только частная, но и государственная собственность, вплоть до «развитого социализма с человеческим лицом». Классический образец такой критики оставил Фурье: «Всякий человек находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а юрист – добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, а стекольщик желает доброго града. Портной, сапожник желают публике материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи, чтобы их изнашивали быстрее – ради блага торговли.» Такова анатомия, в том числе и социалистического общества, не говоря о «рынке услуг», где деятельность одного человека направлена против интересов другого человека. И все же многие мечтали создать справедливое общество, способное обеспечить свободу человека и социальную справедливость в общественных отношениях. На Украине сегодня действует более десятка квазисоцпартий, жаль только, что большинство их лидеров – придурки.  Крайней здравой работой, в наши дни, на эту тему можно считать монографию В.В. Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор». Высоко оценивая работу Медведчука, все же предложу взгляд на иные концепции социализма.

   Германский «катедер-социализм» в лице А. Вагнера убеждал рабочих в том, что они могут добиться изменения своего положения посредством реформ. «Катедер-социалисты» опровергали крушение капитализма и неизбежность социалистических революций, отводя высокую роль коллективной собственности и принципам распределения. В России подобное направление «государственного социализма»  пропагандировали М. Туган-Барановский, И. Иванюков. Основной идеей «государственного социализма», как и «катедер-социализма» было утверждение, что с помощью государства возможно установление классового мира между работодателями и рабочими.  

   Интересными попытками насаждения социалистических идей в деревне была Столыпинская реформа, а в городе – попытка зарождения «полицейского социализма» с профсоюзными идеями. Практика осуществления «полицейского социализма» в России проходила под руководством полковника охранного отделения московской полиции С. Зубатова. Жандармский полковник революционным бунтам противопоставлял создание легальных рабочих организаций по профессиям, открытым обсуждениям в союзах условий работы и жизни рабочих. Зубатов показывал рабочим, что зачастую виновниками их тяжелого положения являются отдельные фабриканты и заводчики и что средством борьбы за улучшение положения рабочих являются не бунты и беспорядки, а организованное  предъявление экономических требований предпринимателям.

Идея «полицейского социализма» не была идеей только Зубатова. Еще в 1899 г. одесский градоначальник граф Шувалов в посланной правительству «Записке о состоянии рабочего движения на Юго-Западе России» писал, что для того, чтобы «отнять почву у агитации» необходимо наладить религиозно просветительскую работу  среди рабочих, открыть читальни, библиотеки, создать «кассы помощи по профессиям», «сократить рабочее время, обязательно создать выборных от рабочих, благожелательно опекать рабочих…»

   В Х1Хв. в Западной Европе зародился «кооперативный социализм» или мечта о «среднем классе». На почве идей и иллюзий о возможности посредством кооперативов, артелей, товариществ создать новую форму общественных отношений, свободной от капиталистической эксплуатации.  Теория «кооперативного социализма» пришла на смену народнической идее «общинного социализма» идеализировавшей «коммунистические инстинкты» крестьянина и «артельные начала». Большевики же считали, что теория «кооперативного социализма» направлена на отвлечение рабочих от революционной борьбы, сеяла вредную иллюзию врастания капитализма в социализм.

   Почти одновременно с теорией «кооперативного социализма» зародилась теория «муниципального социализма» согласно которой, органы местного самоуправления – муниципалитеты, думы, советы и т.п.- призваны сыграть особую роль в деле улучшения  общественного строя на началах коллективизма.  На почве идеализации земского движения утверждалось, что дальнейшая демократизация самоуправления и рост городского хозяйства выгодны всем слоям населения, а потому это главное средство борьбы за социализм. 

   Идеи «муниципального социализма» с их мечтой о социальном равенстве переходили в «этический социализм»  рассматривавший социализм как общий этический идеал, осуществимый при улучшении человеческой души. На основе идеи «этического социализма» пытались соединить социализм с христианской религией. Идеи религиозного «христианского социализма» наиболее усердно проповедовал Н. Бердяев. Правда В. Ленин в классовом смысле «этического социализма» и «христианского социализма» - увидел отвлечение масс от борьбы за «действительный социализм».  Что такое «действительный социализм, как общественный строй» любопытных отсылаю к «марлену». Правда некоторые профессора при капиталистической жизни утверждали, что при социалистическом строе будет установлена общественная собственность на средства производства, что социализм позволит человеку «много знания силы и счастья», что будет ликвидирован класс праздных рантье и станет невозможно жить без труда, исчезнет возмутительное неравенство… Тот же И. Иванюков, что придерживался принципа федерализма утверждал: «Социалистическое государство должно представлять собой федерацию общин различных размеров, автономные права которых должны быть согласованы с общими интересами  государственной жизни.» Толкование социалистического государства как федерации хозяйственных общин сложилось под влиянием Е. Дюринга, считавшего «трудовое государство» - воплощением идеи социализма…

   Сегодня на Украине слово «социализм» стало чуть ли не ругательством, как «либерал», «демократия».  «Революции гидности» с Майдана перешла в Гражданскую войну на Донбассе, в обнищание населения «державы». Но встает вопрос: Почему в стране победившего майдана такое огромное количество косноязычных лжецов, взяточников, уголовников, дураков, которые хорошо умеют только врать, украсть, своровать, развести лоха? А рабочим и батракам остается только мечтать о возвращении «полицейского социализма» -  зубатовщины?