"Я весь в свету, доступен всем глазам..."
Как Высоцкий меняет жизни людей
"Я весь в свету,
доступен всем глазам..."
Михаил Ходанов учился на арабиста, но затем резко изменил свою жизнь и стал православным священником, в итоге дослужившись до протоиерея.Также он оказался одним из немногих людей, узнавшим от близких Высоцкого, что поэт в атмосфере строжайшей тайны крестился в Армении. Сам Ходанов выступает с песнями Высоцкого под гитару и исследует православные мотивы в его творчестве.
ВСТРЕЧА
Отец Михаила Ходанова работал в "Комсомольской правде", потом в журнале "Крокодил", мать — в документальном кино. Кроме того, она была заядлой театралкой, постоянно посещала лучшие театры Москвы и в первую очередь — Театр на Таганке. Она не раз пересекалась с Высоцким и пригласила его в гости в 1970 году. Тот год, возможно, был одним из важнейших в жизни Высоцкого: тогда он расписался с Мариной Влади, и как выяснил сам Ходанов позже, принял таинство крещения.
В гостях у Ходановых Высоцкий впервые и еще по бумажке спел песню "Бег иноходца":
Я скачу, но я скачу иначе —
По полям, по лужам, по росе.
Говорят: он иноходью скачет.
Это значит иначе, чем все.
Ни у кого не было магнитофонов и фотоаппаратов, хотя он и сам просил себя не фотографировать, так как был в незнакомой компании. Присутствовал режиссер Юнгвальд-Хилькевич, мог бы приехать Петр Тодоровский, но не успел.
Для 12-летнего Михаила творчество Высоцкого было очень ценно: "В нашей семье все время слушали всех значимых бардов: Галича, Окуджаву, Матвееву. К Высоцкому у меня было особое отношение, он покорил меня силой личности. Он был лидер, люди ловили каждое его слово, каждую новую песню".
"Мать подвела меня к нему, сказала: "Вот сын Миша, бредит вашими песнями, плохо учится", — в общем, продали сразу. Он спрашивает:
— А какие песни любишь?
— Песни из фильма "Вертикаль".
— А еще?
— "Нинку".
— Что-то рановато тебе "Нинку".
"Я тогда не понимал, что там за содержание, мне казалось, что там светлое содержание, к тому же повлияло обаяние голоса. Просто маму звали Ниной, и я считал, что любая Нина на высочайшем уровне находится", — смеясь, рассказывает Ходанов.
Все говорят, что не красавица,
А мне такие больше нравятся.
Ну что ж такого, что наводчица?
А мне еще сильнее хочется.
Высоцкий добавил: "Ну ладно, с этим разберемся. А ты, главное, учись хорошо, чтобы проблем не было. Зачем тебе проблемы?"
Отец Ходанова хотел опубликовать некоторые стихотворения Высоцкого в журнале "Крокодил", пытался протолкнуть какие-то произведения вроде "В желтой жаркой Африке". Но даже эти стихи не взяли, аргументировав тем, что Высоцкий антисоветчик.
С тех пор Михаил не встречался с Высоцким. Он выучился на арабиста, дипломную работу писал в Багдаде во время ирано-иракской войны и там же в 1980 году в посольстве узнал о смерти Высоцкого.
Через восемь лет Ходанов идет работать церковным сторожем в московский храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, прислуживает в алтаре, поступает в семинарию. В 1991 году он был рукоположен в священники лично патриархом Алексием II, в 2001 — возведен им же в сан протоиерея.
Крещение
Как рассказывает Ходанов, он заинтересовался духовной стороной жизни Высоцкого потому, что другим исследователям она была не так уж интересна: "Когда Высоцкий умер, все его друзья и знакомые написали о нем книги, а так как почти все были атеистами, то эта тема просто ушла с орбиты".
Поговорив с близкими поэта, в частности, с его второй супругой Людмилой Абрамовой, отец Михаил узнал, что Высоцкий тайно крестился, причем в Армении (с этим ему помогал сын председателя совета министров Армянской ССР Давид Карапетян): "Это не афишировалось. Володя не хотел причинять беспокойство ни отцу, ни Юрию Любимову, худруку театра на Таганке, где он работал. Вообще-то тогда крестились в тайне, чтобы слух не пошел. Он, собственно говоря, почти не пошел, но тем не менее были люди, которые знали об этом. Оба сына Высоцкого, и Аркадий, и Никита, сейчас свидетельствуют об этом".
Высоцкий был крещен в Армянской апостольской церкви, но РПЦ признает ее крещение.
При этом интересно, что сам Высоцкий, судя по всему, даже не знал, что крещен не в православной церкви.
Как утверждает Ходанов, по текстам Высоцкого можно понять, что тема Бога его очень волновала: "Его поэзия формировала в человеке ответственность, гражданское мужество, неприятие лжи, фальши, а это же все категории нравственные, и они рано или поздно приводят к теме Бога. Да и сам он пришел к этой теме уже в зрелом возрасте. У него были непростые отношения с Богом, но они были. И в конце концов он понял, что пойдет к Нему".
Лирический герой песни "Я из дела ушел" общается со святым ликом на иконе. Ходанов считает, что это лик Христа: "Это ясно со слов Спасителя, сказанных Им поэту".
Открылся лик — я стал к нему лицом,
И он поведал мне светло и грустно:
"Пророков нет в отечестве своем,
Но и в других отечествах — не густо".
По мнению Ходанова, особенно заметны религиозные мотивы в последнем стихотворении Высоцкого, адресованном Марине Влади:
Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
"К этим словам тоже цепляются: мол, какая гордыня, ведь он должен молча предстать перед всевышним, а уже Господь будет решать. Но ведь дело-то не в этом: ему действительно было что сказать", — утверждает Ходанов.
Теперь священник ежегодно проводит на Ваганьковском кладбище панихиду по Высоцкому: раньше поминать его всенародно было нельзя, только дома, ведь считалось, что певец умер некрещеным.
Песни
Отец Михаил внешне напоминает Высоцкого: есть что-то неуловимое в чертах лица, кроме того, он носит одну из тех причесок, которые носил поэт, да и тембр голоса немного похож. Ходанов, кажется, единственный из православных священников, кто выступает с его песнями. Для альбома "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним..." он записал больше 50 песен Высоцкого в собственном исполнении.
При этом священник сознательно не пытается подражать певцу, а лишь старается осмыслить его поэзию: "Чисто внешне у меня есть некоторая схожесть голосовых данных по тембру, что немаловажно, потому что его, наверное, не стоит петь фальцетом. Я не занимаюсь копировкой. Почему? Чистая копировка — это полный уход в технику. Но люди забывают, что весь тайный смысл песни формирует неповторимая личность Поэта. Чтобы быть здравым и получать духовную пользу, нужно петь так, как ты понимаешь Высоцкого, но делать при этом упор на те положительные смыслы, которые важны для тебя и людей и на которых ты бы хотел акцентировать внимание".
Более того, с этим к Ходанову отчасти и пришло его духовное самоосознание: "Чтобы понять творчество поющего поэта, надо пропустить его через себя. По сути, он очень помогал мне жить, оформляться как личности".
Однако исполняя песни Высоцкого, Ходанов столкнулся с неожиданной проблемой: "Некоторые песни я не могу исполнять, потому что в них заложено некое недоброе (по неведению) начало по отношению к Богу".
Вот, например, песня "Охота на кабанов":
Грязь сегодня еще непролазней,
Сверху мразь, словно бог без штанов, —
К черту дождь — у охотников праздник:
Им сегодня стрелять кабанов.
Или песня с говорящим названием "Антиклерикальная":
Я, конечно, вопрошаю:
"Кто такой?"
А она мне отвечает:
"Дух святой!"
Ох, я встречу того духа —
Ох, отмечу его в ухо!
Дух он тоже духу рознь:
Коль святой — так Машку брось!
Но, несмотря на это, Михаил Ходанов продолжает изучать Высоцкого. Духовное осмысление его творчества стало для священника еще одной возможностью найти Бога:
"Я по мере сил занимаюсь творческой интерпретацией, то есть стараюсь увидеть и выложить на струны те духовные нюансы, которые сам, как священник, как верующий человек, улавливаю в бесконечной глубине его творчества. Конечно, в его поэзии, как в большом океане, есть тепло и холод, покой и шторм, есть плюсы и минусы, есть периоды становления и издержек, но есть и вечное, значимое, весомое, то, что от Бога. Вот этот существенный нюанс я и стараюсь отследить в его творчестве".
Комментарии
Интересный человек Михаил Ходынов и спасибо ему за Высоцкого!
Переписала Светлана Сергиенко.
Не стрёмно , батенька?