Психология РАЗУМА или Рекламы? Нет, это рынок КИТЧА!

На модерации Отложенный

   www.yuriev.spb.ru Современная проблема психологии, не исследованные эквиваленты объективной реальности.

Сайт профессора Юрьева. Политическая психология. Стратегическая психология. Психология человеческого капитала.

Наука о психологии время от времени изменяет свою структуру и содержание. Например, в России так было в 1923 году, после Первого Всесоюзного съезда по психоневрологии, на котором К.Н. Корнилов заявил, что: “психические процессы - не что иное, как свойство высокоорганизованной материи, и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии” Потом в 1929 году, после Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, было принято, что: “Поведение человека ...представляет собой как бы реальный синтез социального содержания и физиологической деятельности организма”

Печально известно в среде психологов значение Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” для определения предмета и методов психологии и т.д. Не преувеличивая значения коллективных решений о предмете психологической науки, надо согласиться, что обсуждать эту проблему нужно. Пока же отечественная психология является “заложником” тех изменений и представляет из себя "неосознанную эклектику", причудливо сочетающую фрагменты классической, марксистской психологии, бихевиоризма, психоанализа и мистики.

События 80-90-х годов в России вновь ставят вопрос о предмете психологической науки и о правомерности рекомендаций, которые она дает педагогике. В частности, это вопрос о списке тех человеческих качеств, которые приводят человека к успеху в личной и общественной жизни. Поводом для подобной постановки вопроса является доминирование в России конца ХХ века людей, многие из которых далеки от высоких стандартов наук о человеке. Эталонами процветания часто становятся люди, не обремененные фундаментальными знаниями, яркими свойствами личности и достижениями в труде. В то же время, люди, обладающие совокупностью самых высоких параметров мышления, памяти, внимания, воображения оказались вытесненными на периферию жизни общества. Образованные, умные и творческие или покидают страну, или уходят в область примитивных профессий, или влачат существование. Известны случаи, когда на помойке по ночам роется Лауреат Государственной Премии за исследование Космоса, а на другой помойке собирает бутылки лучший в стране специалист в области методологии науки. Требуется ответ на вопрос: почему так произошло?

Первая гипотеза заключается в том, что отечественная психологическая наука по ряду исторических причин активно разрабатывает только одно из четырех направлений, определяющих поведение человека. Это направление мы именуем психологией разума, как его именовали Дж. Локк, В.Г. Лейбниц и др. Три других направления или известны неполно - "психология бессознательного", или не популярны - "психология воли", или полностью отданы на откуп сопредельным дисциплинам - "психология веры". Однако, человек в борьбе за существование является “многоборцем” - эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума, и веры, и воли. А в некоторых исторических обстоятельствах решающее значение для успеха имеет одно из трех направлений психологии, малоизвестное выпускникам современной педагогической школы.

Получилось так, видимо, потому, что цивилизация в ХХ веке развивалась по законам коммерческого проекта, который может быть правильным или ошибочным, а не по законам теории эволюции природы и человека.
Поэтому в науке о психическом развитии человека отсутствуют целые системы, составляющие её сущность. Психологи, конечно же, знали о этом “отсутствии”. Это косвенно подтверждают неопубликованные при жизни записки С.Л. Рубинштейна, материалы Б.Г.Ананьева о неполноте психологического знания, опубликованные после его смерти. Они знали определённо, что психологическая наука описывает человека не полностью по причинам, от нее не зависящим.

Вторая гипотеза заключается в том, что психология целиком сконцентрировала свои усилия на первичных, натуральных психологические качествах, которые она и рекомендовала педагогике для практической реализации. Под первичными качествами понимаются традиционные психологические свойства психически развитого человека. Б.Г.Ананьев перечислил их в 1945 году в своей книге “Очерки психологии”: сознание, ощущение и восприятие, представления и память, мыслительные процессы и речь, способности и деятельность, сила и полнота характера. “Список Ананьева” не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению совершенство человеческого тела: пропорции, сила мышц, объем легких и пр.

Однако, сегодня нужно говорить и о вторичных психологических качествах, которые психологическая наука и педагогика не обсуждают. Вторичные психологические качества появились в результате гиперразвития техносферной искусственной среды, созданной за последнее столетие. В результате, как мышечное совершенство в техносферной среде не является решающим фактором признания, так и первичное психическое совершенство не является достаточным условием для успеха в ней.
Параллельно с заменой мышечного усилия моторами всех видов шло усиление разума системами хранения и обработки информации. Это не просто снизило требования к разуму претендентов на успех, но потребовало от них вторичных психологических качеств, ориентирующих в хаосе социально-технических условностей. Под вторичными психологическими качествами понимается реакция психики человека на искусственную реальность, состоящую из эквивалентов природной реальности.

Природная реальность описывается объективными логическими, математическими, биохимическими и иными закономерностями естественной среды. Для действия именно в ней предназначена психология разума. Однако жить человеку приходится в мире эквивалентов природной среды: социальных условностей, правовых норм, экономических отношений, “подзаконно” регулирующих поведение человека. И успеха в ней достигает тот, кто использует субъективные законы, а не объективные.

Художественная литература, как наиболее чувствительный метод исследования человека, заметила проблему подмены первичных базовых ценностей на вторичные ценности (Э.Золя, Т.Драйзер, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь и др.). Литература показала, что одно дело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природной стихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы в электромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперировании деньгами, ваучерами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательными кампаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи, что “объективисты” совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а “субъективисты” бесполезны в реальном физическом мире.

Если эта гипотеза неверна, то надо предложить иное объяснение тому, что психологически развитые люди бедствуют в современной России. Тем не менее, фактом является то, что сформировались две разные сферы жизни, в каждой из которых требуется свой подтип когнитивных процессов и свой подтип психологического совершенства. Не это ли предвидел Б.Г.Ананьев, когда писал: “.... не секрет, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере - слабейший пункт всех прогностических построений. Оказалось, что более просто спроектировать системы с миллиардными социальными общностями, - искусственные спутники Юпитера..., чем представить облик современной человеческой индивидуальности.”

Когда-то В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека. Психология - наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности. И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека. Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь интеллектуалам вернуть свое место в жизни общества? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания.

Психология Разума сегодня - содержание только классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука - это почти религия нашей цивилизации. Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума.
Современная педагогика выросла именно из психологии разума.

Читайте: www.yuriev.spb.ru Современная проблема психологии.

Педагогика точно и последовательно реализовывала психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Измерение разума человека наукой было доведено до совершенства, а технология его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует. Однако люди, воспитанные по модели “психологии разума”, все более становятся интеллектуальными рабами примитивов.

Педагоги не могли предположить, что авторитеты науки в своём времени подменят продукты разума его мнимыми эквивалентами:
эквивалент разума - информация, совершенно такой же, как эквивалент труда - деньги. Культ разума стал подменяться культом информации, после победы книгопечатания, средств связи, а потом и появления ее компьютерной обработки. Предательство заветов автора современной системы образования Я.А.Коменского: “познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах” привело к возвышению эквивалента разума - информации в ее техническом понимании и интерпретации ее в СМИ. “Великую дидактику", кстати, невозможно купить даже в букинистических магазинах ни в Петербурге, ни в Москве, ни по объявлениям в газете. Книга исчезла. Зато труды Фрейда продаются на всех углах(?!)

Принято считать информацию продуктом разума, точно отражающим логику реального мира. И общество успешно потребляет информацию, воплощенную в технических системах обеспечения нашей жизни. Однако сами создатели информации разделили судьбу крестьян, которым зерно подменили бумажными деньгами (эквивалентом): общество стало оценивать не разум, а его эквивалент - информацию. Как у крестьянина деньги обесценили тяжкий процесс производства продукта, так и у интеллектуала информация обесценила мучительный процесс мышления. Кто из ученых не знает, как оскорбительно дешево оценивается заказчиком продукт изнурительного интеллектуального труда? Современное общество возвышает не создателей хлеба или мысли, а владельцев их эквивалентов: денег и информации. Это понимал еще Эдисон, который поставив отметку на месте неисправности энергощита, дорого продал не информацию, а процесс мышления, чем изумил заказчика.

Информация, действительно, имеет психологические признаки разума, но она же легко извращается в свою противоположность. Например, признак объективной информации, имеет в основе достоверность и полноту, доказанные научными методами. Но она успешно фальсифицируется - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. В информационном пространстве царит феномен когнитивного фальшивомонетчества. Это не безобидно, поскольку фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения. Другой признак разума - системность информации, ориентирующую во всех отношениях реальности, стали заменять информацией дезориентирующей. Такая замена порождает сверхценные идеи, которые не носят откровенно нелепого характера, но они приобретают столь большое значение, которого реально не заслуживают. Организованная по правилам науки информация подменяется деморализующей информацией (для обсуждения надо вспомнить принципы этоса науки). Такая “информация” провоцирует “скачок идей” - нарушение последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных. Достаточность информации подменяется энтропийной информацией, приводящей к развитию феномена “навязчивых идей” - мыслей, от которых человек хочет, но не может избавиться. Читабельная информация подменяется дезинформацией, порождающей “бессвязность мышления” - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Конкретная информация подменяется дезорганизующей информацией, приводящей к резонерству - абсолютно бессодержательным, бедным мыслью высказываниям, облеченным в витиеватую, но правильную грамматическую форму. Практичная информация заменяется развращающей информацией и порождает феномен “разорванности мышления” - понятия и представления в нем сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Необходимая информация подменяется “дезентегрирующей информацией с последующими “компульсивными идеями” - нелепыми мыслями, бессмысленными действиями, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно.
Воспитанники школы психологии разума воспринимают “информационные подделки” привычным образом - как заслуживающее доверия отражение законов реального мира, который они изучали в своих областях знания. Никто не воспринимает так доверчиво дезинформацию, фальсификацию, дискредитацию и пр., как интеллектуалы, и никто не следует ей так настойчиво, как воспитанники психологии разума. У них нет иммунитета ко лжи.
Интересно, что оказавшись в критическом положении, они весьма высокомерно отказываются заниматься научным исследованием проблем вторичной среды и использовать свой интеллект для овладения стихией эквивалента разума!

Психология бессознательного до начала 90-х годов была за пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что “она” пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях. Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас посильнее, чем эпидемия: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация - ее производные. Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения на нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания. Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами
Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей - т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то для психологии бессознательного характерно прежде всего "таинство". Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредованно, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений и структур.

Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.). Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга "О магии кристаллов" Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575). К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники - фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др.
Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества. Легализация этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинается мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс-культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ, а сейчас и русского интернета.
Эквивалент бессознательного - китч. Помимо несомненных достижений психологии бессознательного в медицинской практике, в сфере развлечений, она причастна к доселе небывалому феномену - распространению массового китча: погружению человека в мир несуществующего, но представляемого как реальный. Технические достижения позволяют реализовать психологии бессознательного в форме “мира теней” методами фотографии, кино, телевидения, звукозаписи и видеозаписи.

Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрану кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде!

Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана телеящика, ноутбука, смартфона...! Причем они получают при созерцании световых пятен электроники удовлетворение, сходное с чувством радости и ощущением довольства в личной реальной жизни. Появился новый вид "бессознательного" поведения “болельщика”, “зрителя”, “наблюдателя”, - который не способен на собственный "разумный" поступок, риск, усилие, ему проще заорать, завыть, задёргаться в экстазе от эйфории ложных чувств и феерии праздничных чужих эмоций.
Кстати, взаимодействие с реальными людьми находится на заднем плане в процессе личного неутомимого труда над своим совершенствованием: а ведь чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям.
Но в случае дефицита психологической силы разума его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами.

Третий поразительный факт: люди получили техническую возможность, якобы, слышать, видеть людей, которых уже давно нет в живых. Феноменальное распространение получила возможность эмоционально, мысленно общаться с призраками, тенями - более доверительно, чем с реально живущими рядом людьми. Знаменитый “Призрак” Шекспира из “Гамлета” - ничто по сравнению с магнитным голосом давно умерших певцов, актеров, писателей, политических деятелей. Многие граждане не всегда могут сказать - жив или нет тот человек, которого они слушают, наблюдают, которому сопереживают и верят! Живым общественным, интеллектуальным, эмоциональным лидерам приходится вступать в соперничество с тенями знаменитых авторитетов так, словно они живы.

Четвертый факт: содержанием китча является изображение невозможного. Техника позволяет ощутить полёт к звездам, безнаказанно застрелить другого человека, наблюдать сцены дружбы волка и зайца, дружескую беседу рваного ботинка с поросенком: т.е. всего, что физически, биологически, психологически невозможно, что не существует, противоречит законам природы и общества. Понимание переносного смысла здесь ни при чем.
Людям постоянно приходится иметь дело с тем, что неясно, что утверждается, как действительно существующее, а что предъявляется как продукт “искусства”.
Реклама внушает наличие отсутствующих качеств в рекламируемом товаре. Реклама в интернете превзошла сама себя. Она дошла до маразма, изображая одних и тех же "звёзд" эстрады и политики то больными, то умершими...
Политическая реклама рисует лидера, например, президента, задержавшегося на царском троне, внушая достоинства, которых у него нет.
Это волшебство так увлекательно, что толпы молодых людей покидают мир реального производительного труда, устремляясь в суету царства теней - на театральные подмостки, на съемочные площадки, в телевизионные шоу-проекты типа "дурДОМ 2", в студии звукозаписи и в рекламные агентства, в жрецы, проповедники, гадалки, экстрасенсы и ясновидцы...
В итоге, создан гигантский мировой рынок китча - производства, купли-продажи несуществующего, невозможного, нереального, надуманного.

За китч платят, его продают и покупают, с его помощью энергично влияют на поведение людей.
В сфере производства китча вращается огромная масса людей и огромные "грязные" деньги, сравнимые с деньгами, которые могли быть направлены на создание реального продукта. Китч позволяет человеку "ощутить тепло, когда ему холодно", "назвать эстетикой отвратительное", "воспринимать ужасное как смешное", "ощутить себя сытым, когда он голоден" - реальность искажается в любых плоскостях и измерениях. Неспособность произвести материальные продукты мобилизовала производство бессознательных ощущений от потребления несуществующих продуктов.

Так реклама стала дороже продукта, продукт разума стал дешевле продукта бессознательного.

Мир китча не так прост и не каждому доступен. В мире теней, в мире китча живут по своим законам, в нем своя психология и свои психологические достоинства. Остаётся только додуматься, КОМУ ЭТО НАДО?, КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Читайте: www.yuriev.spb.ru Современная проблема психологии.

Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные "секретные" спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты, мафии, "воры в законе" и др.
Они “ведут” фальшивыми рекламными путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в “ценные” бумаги, акции, купюры, валюту и т.п. Почти никто не знает имен “лоцманов”, авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов при государственных лидерах. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России всё меньше остаётся места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И всё меньше места для людей, исповедующих психологию разума.

Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опиралась на психологические механизмы убеждения, которое широко применялось со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в “нечто” психологически чрезвычайно силен. Этим “нечто” может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью, в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение на Земле или на этом Свете!.
Верить во всё сразу или хотя бы во что-то определённое - обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры - позвоночник всей структуры психики человека.
Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр.11.1.).
Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы.
Булгаков С.Н. писал, что ТО, во что можно верить, нельзя знать - оно выходит за пределы знания, а в ТО, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Её знают!
По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки.
Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование.
Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть! Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум.
Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam).

Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с "Новым заветом" Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере.
Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе - своеволие.

Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло.

Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей.

Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.).
Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивший начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан. Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.
Борьба вокруг веры никогда и нигде не прекращалась. В России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г.


Читайте: www.yuriev.spb.ru Современная проблема психологии.

В рамках борьбы вокруг веры в 1865г. опубликован "Силлабус" папы Пия IX: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму. Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими "вера" увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.

Эквивалент веры - лицедейство. Вера в действительности является смыслом и основой личности. Развитие свойств личности настолько трудоёмко, что большинство людей отказываются от ее формирования. Так большинство из нас перестают писать стихи в юном возрасте, осознав чрезмерную трудность этого занятия. Не верящий ни в черта, ни в Бога человек, никогда не сможет стать Личностью. Однако в основе любого "Конкурса на должность" требования к личности соискателя непрерывно растут.

Соискатель власти, положения, статуса должен прежде всего предъявить признаки высоких личностных качеств!
Мало кто задумывается о том, что составляющие личности: направленность, сила характера, овладение своим темпераментом, реализация способностей - это воплощение веры человека и ее силы.
Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Именно вера является каркасом, на который навешиваются личностные украшения.
Влияние веры столь сильно, что за нее идут на эшафот. Выдающиеся личности, типа Джордано Бруно, сознательно погибли на кострах за веру в научное прозрение, личности типа Магеллана преодолели океаны за веру в истинность своего познания окружающего мира.
Веру нельзя купить, присвоить, придумать - она сама овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения.
Ввиду чрезвычайной трудности обретения веры, и в то же время, ее обязательности для исполнения тех или иных функций в обществе, ее приходится заменять эквивалентом - лицедейством - искусным изображением натуральных свойств личности.
Исторически лицедейство было занятием бродячих актеров и ценилось невысоко. Считалось порочным изображать те качества, которых у человека нет. А если качество предъявлялось, то его надо было подтверждать в реальном поведении: в поединке с оружием в руках, в ученом споре на костре, в покорении недостижимых глубин, высот, пространств.
Носителями непоколебимой веры, питающей силу их личности, были Коперник, Д.Левингстон, Д.И.Менделеев, А.Суворов и др. Однако жизнь в искусственной техносферной среде так сильно изменилась, что сегодня многие с трудом могут назвать имена героев-космонавтов, но многие уверенно назовут имена выдающихся актеров. Сама профессия актера, как вид искусства, стала высокооплачиваемой, превратилась в предмет поклонения. Выдающиеся лицедеи стали признаваться выдающимися личностями, как ранее признавались выдающимися личностями герои сражений и географических открытий. Конкурсы для поступления в актерские училища превысили все разумные пределы.

Лозунг романтиков “быть, а не казаться” изменился на лозунг циников “казаться, а не быть”.

Приходится принимать, что научно-техническая революция сняла проблему прямого контакта с физической средой для многих людей - они контактируют с ней через посредство технических, информационных, обслуживающих систем. И это сняло проблему подтверждения требуемых качеств - достаточно представить вторичные признаки веры (личности) в одежде, манере держаться, форме высказываний и пр.
Это и положило начало распространению лицедейства из театра в общественную жизнь. Предъявляются признаки веры в форме “документов”, “аттестатов” вместо реальных поступков служения этой вере: вере в моральные ценности, в могущество научного знания, в возможность совершенствования человека и общества.

В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить, как ранее учили чувствовать, видеть, думать, понимать, действовать, терпеть.
Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности.
Проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, которые являются технологией имитации требуемых качеств личности. Все это основательно запутало политические системы управления обществом.

Читайте: www.yuriev.spb.ru Современная проблема психологии.

Психология воли и ее эквивалент - деньги. Воля незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики. Множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос, и выдерживая невыносимые страдания ради науки.
Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.
Психология воли, как самостоятельное направление, сравнимое с психологией разума, предано забвению.
Важность психологии воли для человека должна определяться тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания.
Всё, что “Само” - это воля. “Само” - это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей. Без волевого усилия не совершается ни один поступок, не выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий.
Обладание высокими волевыми качествами - залог успеха любого и каждого!

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и доныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются.
Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов.
Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов.
Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается. Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.
Эквивалент воли - деньги. Воля, как и разум, весьма трудно достижимое достоинство человека, достигаемое его собственными, часто предельными усилиями.
Далеко не всем, во всяком случае, очень в неравной степени людям дарована способность действовать за пределами возможностей своего организма, здравого смысла, рационального расчета. По разным причинам множество людей или не приступают к процессу воспитания воли, или прекращают его ввиду непереносимой трудности этого направления развития.
Между тем, без волевых качеств никакой успех невозможен, и, конечно, естественны поиски замены воли на ее легко приобретаемые эквиваленты.

Эти поиски привели к уникальному изобретению, которое принципиально изменило направление и характер всей нашей цивилизации: ДЕНЬГИ.

Как "информация" позволяет консервировать, передавать, приобретать продукты разума, так "деньги" позволили сохранять любые по качеству и интенсивности усилия всего общества и конкретных людей, даже целых поколений.
Эквивалент воли - деньги, такой общественный инструмент, который позволяет волю консервировать, накапливать, заимствовать и пускать в ход всякий раз, когда нет собственных сил для преодоления препятствия.

Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии.
Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег.

Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние “до денежные времена” имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе всё и везде.
Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. Деньги позволяют их обладателю действовать независимо от собственной природной воли, своего разума, своей веры.
Первично - "психологически", человек с деньгами может быть волевым ничтожеством, но вторично - "денежно", он же эквивалентен могучему вождю с полномочиями, ограниченными только суммой, которой он располагает. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия.
Классическая психология, конечно, пропагандирует воспитание волевых качеств, но никогда не рассматривала даже вероятность существования ее эквивалента. Поэтому массы образованных, умнейших, волевых людей мало знают, что такое деньги, не умеют обращаться с деньгами, применять деньги, их не интересует механизм действия денег. Многие очень умные люди удовлетворяются определением денег, как эквивалента вложенного труда, не замечая их глубочайшей психологической сущности.
Не случайно С.Московичи называет главу, посвященную психологии денег - “Одна из величайших тайн мира” . Он пишет в этой главе: “Можно признать отвагу Зиммеля, представившего в 1889 г. сообщение, озаглавленное “Психология денег”.
Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в “Примеренном Бальмонте” всемогущество Банка (денег): “Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (...), где идеи, верования обозначаются цифрами (...), где сам Бог берет взаймы и даёт под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где-либо сторговать душу, то там, не так ли?”

Современная психология вяло учила воспитанию воли, добилась некоторого уровня волевых качеств, достаточных для преодоления загадочности, непонятности, сопротивления внешнего физического мира, но совершенно упустила из виду психологию эквивалента воли: его психологическую природу, механизмы действия, закономерности и мн. др.
В результате, воспитанники психологии разума оказались в мире денег, как эскимосы в пустыне Сахаре, беспомощными и подавленными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая наука, как и любая иная, периодически дополняется новыми направлениями своего развития. В этом дополнении нет ничего чрезвычайного и представляется оно рутиной научной жизни. Дополнение происходит, скорее всего потому, что новая реальность не может быть понята с помощью имеющегося научного аппарата.
Так, в свое время для объяснение новой реальности появился психоанализ (Фрейд З. Толкование сновидений. 1900.), бихевиоризм (Уотсон Дж. Психология, как ее видит бихевиорист. 1913.), гештальт-психология (Келер В. Физические гештальты в покое и станционарном состоянии. 1920.), системный подход Б.Г.Ананьева (1968) и В.А.Ганзена (1974) и т.д. Они обеспечили практику воспитания, образования, производства, управления сложнейшими системами человек-техника.

Однако стремительное развитие техносферы создало новую психологическую реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности.

Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных.
Объяснение - неудачники не знакомы с законами поведения, которые приводят к успеху “там” - в искусственном мире, где люди оперируют эквивалентами реальных ценностей натурального мира. Там действуют субъективные “подзаконные” закономерности поведения, а не объективные законы действительности.
Психологические реальности натурального мира относятся к числу вечных и абсолютных, а реальности искусственной среды временные, изменяющиеся. Жить человеку в России с 1999 года приходится “там”, т.е. в среде денег, рекламы, выборов, которые требуют своих специфических способностей, талантов, свойств личности.

Незнание психологии системы “человек-власть” привело к небывалому унижению людей, взаимодействующих с макромиром по “типу И. Кеплера” или с микромиром по “типу М. Кюри”.

В то же время психологические свойства людей, работающих с эквивалентами микро и макромира по типу “Гобсека” незаслуженно возвышены. Это нелепо, как нелепо, когда крестьянин, вырастивший хлеб, не допускается к столу из-за неумения пользоваться салфеткой. И тем более нелепо, когда физик-атомщик, разрешивший проблему энергии для человечества, оказывается нищим из-за того, что не умеет играть на бирже или избирать лояльных себе руководителей из-за давления политической рекламы.

Ничего подобного тому, что происходит сейчас в России, человечество никогда не переживало.

На глазах одного поколения осуществляется небывалый разворот всей нашей цивилизации, перемещающей человека из-под власти природных факторов под власть факторов, искусственно созданных самим человеком.
Например, сегодня радиоактивность представляется более опасной, чем наводнение, а неспособность распорядиться деньгами, страшнее неспособности вылечить корову.
В результате люди стали оценивать друг друга и взаимодействовать друг с другом ориентируюсь не на первичные натуральные признаки - уровень развития мышления, памяти, внимания, представлений, воли; а на вторичные искусственные признаки - деньги, документы, одежда, жилище, “пресса”, рекомендации, лицензирование и т.д..
Психология этих вторичных признаков и является новым предметом исследования психологической науки в обозримом будущем в интересах преодоления неудачи или намеренных антинародных целей "вождей" и интеллектуалов 90-х годов.
В интересах реальных побед психологической реальности натурального мира надо ВСЁ поставить на свои места и вернуть академической научной ПСИХОЛОГИИ лидерство в обществе, утраченное им после 2000-го года, Но, похоже, это не входит в планы нынешнего руководства государства России?!

Юрьев Александр Иванович, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор психологических наук. 1997 год.


P.S. "Психолог только помогает заказчику, как Левитан помог увидеть «золотую осень» (до него не видели), как Пушкин помог соотечественникам овладеть современным русским языком (до него говорили на несовершенном русском языке), Лейбниц показал, что такое и зачем нужен математический анализ, и т.д."
Образованные психологи видят и знают НЕЧТО, очень полезное для человеческого сообщества России, и делятся своими знаниями об этом со всем думающим населением страны...
А как поступит с этим знанием «влияющее лицо», это дело его совести, ума, разума и служебных возможностей.
Не надо брать на себя больше своей компетенции. Вести себя и действовать надо по велению своего сердца, учитывая знания, полученные и от психологов тоже.