Восприятие эволюции – сцена третья

На модерации Отложенный

Мы живем мало. Неприлично мало в масштабах даже собственной истории. Поколение, бывшее основой исторического процесса даже в середине 20 века, уже уходит. То есть, через 20-30 лет мы будем воспринимать и понимать историю середины 20 века исключительно через документы, книги, мемуары. То есть, мы окажемся в поле субъективных оценок уже произошедших событий. Объективными нельзя будет считать даже финансовые отчеты. Правда, у нас есть чуть более объективные формы фиксации исторических событий – кино- и фотокадры. Но даже они сейчас вряд ли могут считаться безусловно объективными. Суть не в этом, конечно.

Суть в том, что мы воспринимаем историю как набор фактов. Так, например, жизнь Александра I в большинстве случаев складывается из таких фактов, как убйство Павла I, коронация, переговоры с Наполеоном, Война в Европе в составе коалиции с Англией и Австрией (и еще парой других государств). Тильзитский мир, Отечественная война 1812 года, взятие Парижа... Кто не прогуливал историю, может сказать несколько больше. Историк скажет еще больше, но так или иначе история России в правление Александра I в представлении каждого из нас сложена из отдельных фактов. Меняется только количество этих фактов. Чем их больше, тем яснее представление об эпохе, тем менее «чужой» она становится и тем яснее ее понимание и восприятие.

Но восприятие ушедшей эпохи не может быть беспрерывным, каким является восприятие своего собственного существования. Мы свое собственное бытие воспринимаем не только в виде набора фактов, но и в контексте своего собственного развития. Но наше развитие имеет одну важную особенность, которая оказывает прямое влияние на весь исторический процесс вообще. Мы от рождения и до смерти практически не меняемся. То есть, мы рождаемся людьми, живем людьми и умираем людьми. Меняется лишь наше восприятие окружающего, характер взаимодействия с предметами и людьми. Но все то время, пока мы живем, мы остаемся человеком разумным. Нам сама мысль о каких-то изменениях собственной сути не то, чтобы неприятна, она чужда в принципе.

Но, с другой стороны, собственные изменения в характере взаимодействия с окружающей действительностью и объектами и субъектами в ней мы воспринимаем естественно. Мы видим, как эта действительность сама меняется вокруг нас. Но главный принцип остается неизменным: меняется среда, но не мы сами. Этот принцип переносится на наше восприятие эволюционного процесса.

Как мы можем оценивать эволюцию? Только через собственный опыт, через призму субъективности. Мы живем около 80 лет. За это время сменяется 7-8 поколений животных, может быть, если повезет и человек отметит это, можно увидеть смену 80 поколений однолетних трав и насекомых с жизненным циклом, занимающим один год. Правда, даже такое наблюдение подсказывает обывателю, что виды не меняются. За 80 поколений медоносная пчела остается медоносной пчелой. 80 поколений подряд какая-нибудь бабочка останется бабочкой того же вида. Правда, при этом наблюдатель редко отмечает, что за 80 лет не изменилась их среда обитания, но это второстепенное наблюдение.

Мы лично можем увидеть и оценить лишь 80 лет истории и эволюции. И в этот период подавляющее большинство видов, доступных наблюдению, не меняется. Поэтому окружающий мир воспринимается в рамках собственного опыта неизменным. Эта оценка переносится на всю историю Земли. Обыватель начинает полагать, что виды не меняются вообще. Ведь даже набор исторических фактов, кажется, говорит сам за себя.

Медведь во временя правления Ярослава Мудрого был медведем, а те медведи отстоят от нас на десятки поколений. Без сомнений, бабочки тогда были теми же самыми. Но период в 1000 лет еще как-то может соотнестись с периодом непосредственного наблюдения. За 6000 лет документированной истории человек тоже практически не изменился.

Но даже здесь есть проблема. В замке Бург Эльтц вы можете увидеть полноразмерный доспех 14-15 веков. Сегодня его может нацепить лишь подросток лет шестнадцати средней комплекции. Взрослый человек в него не влезет. Нам сложно представить, что всего 600 лет назад люди были совсем другими, мы переносим на них собственный опыт и представления. Это мешает нам составить нам правильное представление о том периоде. Что говорить о моменте истории Земли, отстоящем от нас не на 1000 лет, а на 70-100 миллионов лет. Это около миллиона поколений нынешних людей или около 2,5 миллионов поколений людей образца Средневековья. Или 3-4 миллиона поколений людей Каменного века. Или 100 миллионов поколений бабочек-одногодок, 4-5 миллионов поколений медведей. А мы сложно представляем себе эпоху, отстоящую от нас на расстоянии 7-10 поколений нынешних людей. Это в 100 тысяч раз ближе, чем время вымирания динозавров.

Теперь представьте себе, что вы можете видеть лишь на расстоянии одного метра от себя (например, в тумане), а рассмотреть и понять нужно то, что находится на расстоянии 100 километров. Мы все 80 лет своей жизни обозреваем лишь круг в 1 метр радиусом, из тумана до нас могут доноситься отдельные голоса, которые сообщают нам некоторые факты, касающиеся того, что находится вокруг тех людей в радиусе 1 метра. Чем дальше от вас, тем тише голоса, тем менее разборчиво звучат фразы. Но на расстоянии 150 метров от нас голоса исчезают совсем, дальше просто некому уже доносить до нас факты, пусть и самые искаженные.

Далее 150 метров мы можем лишь забрасывать веревку с крюком и вытаскивать пару предметов. Сколько бы мы ни кидали свой крюк, получить достаточное разрешение не сможем, а иметь дело будем с конкретными предметами, которые никогда в течение своего существования не менялись (даже не с самими предметами, а их следами). И мы видим и воспринимаем их как неизменные. Но мы видим, что предметы на разном расстоянии разные и вынуждены делать вывод, что что-то меняется, что-то происходит. Но осознать на уровне опыта это не можем в принципе, потому что мы сами не меняемся и все, что вокруг нас практически не меняется.

Конечно, ученые работают несколько иначе, крюки они забрасывают гораздо чаще и гораздо точнее (у них есть специальные пулялки, которые могут прицельно забрасывать крюки в очень небольшого радиуса круг и выстаскивать оттуда большое количество образцов), тем самым получая гораздо более высокое разрешение. Но у них есть возможность, средства и понимание, чтобы правильно и последовательно встраивать эти образцы в общую картину. Обыватель вынужден опираться на свой личный опыт и очень малое количество фактов, а это полностью скрывает от него общую картину и не дает возможности правильно воспринимать эволюционный процесс в целом.

 

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ:

Эта статья не об эволюции, как процессе развития, а о восприятии этого процесса человеком. Более понятным языком – о том, как необъективный наблюдатель, не обладающий сколько-нибудь полной картиной и набором фактов, оценивает эволюцию.