О взаимодействии между Москвой и Токио по Курилам
На модерации
Отложенный
До сих пор между Москвой и Токио не заключен мирный договор по итогам окончания второй мировой войны. Основным препятствием для его подписания является территориальный спор вокруг южной части Курил – островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды, именуемой в Японии Хабомаи. Называя эти острова своими "северными территориями", в Японии не признают их российскими, Москва, в свою очередь, не признает сам факт территориального спора. Принципиальная позиция России состоит в том, что ее суверенитет над указанными территориями имеет соответствующее международно-правовое оформление и сомнению не подлежит.
Южные Курильские острова – самая большая проблема и важная составная часть отношений между Россией и Японией. Япония увязывает решение вопроса их принадлежности с заключением мирного договора с Россией. Москва же предлагает Токио сосредоточиться на сотрудничестве в экономической сфере, в том числе через совместную хозяйственную деятельность на южных Курилах. Долгое время японские власти не устраивала такая постановка вопроса, однако в последнее время Токио, претендуя на эти острова, все же надеется на решение территориальной проблемы с Россией путем развития экономических отношений двух стран, в том числе на южных Курилах. При этом японское правительство заявляет, что "ни при каких обстоятельствах" не позволит своим гражданам и компаниям вести на Курилах хозяйственную деятельность с соблюдением российских законов, ибо это подрывает его позицию о принадлежности южно-Курильских островов не России, а Японии.
После того как С.Абэ стал премьер-министром Японии, в этом вопросе наметились некоторые подвижки. В декабре 2016 г. в ходе визита президента РФ В.Путина в Японию стороны согласовали документ о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности двух стран на южных Курилах. В рамках реализации договоренностей в июне и октябре 2017 г. на островах побывали две бизнес-миссии японских предпринимателей и чиновников, которые проявили интерес к развитию островов. При этом администрация С.Абэ надеется, что Россия согласится разрешить японским компаниям участвовать всовместной экономической деятельности на Курилах на основе особой правовой базы вне обычного российского законодательства. Причем японцы намекают на то, что о возможности такой "особой юридической системы" якобы шла речь на конфиденциальной беседе с глазу на глаз между премьер-министром Японии С.Абэ и президентом РФ В.Путиным во время визита последнего в декабре 2016 г. в Японию. Однако сразу после той беседы помощник президента РФ по международным вопросам Ю.Ушаков особо отметил, что речь идет о работе японских компаний на Курильских островах при соблюдении российского законодательства. В том же ключе не раз высказывался по этому поводу и заместитель министра иностранных дел РФ И.Моргулов.
Следует отметить, что в политических кругах Японии с самого начала в адрес премьера сыпались упреки за его слишком мягкую позицию в отношении Москвы и неоправданную ставку лишь на свои "особо доверительные" отношения с В.Путиным. При этом отмечалось, что Кремль, видя это, наоборот, ужесточает позицию в отношении японских территориальных требований. В свою очередь, японские власти полагали, что российское руководство заняло жесткую позицию по курильскому вопросу из-за приближавшихся президентских выборов, а после переизбрания, когда ситуация будет спокойнее, Россия может дать согласие на работу японских компаний на островах в рамках особой правовой базы. Именно поэтому японский премьер С.Абэ одним из первых поздравил В.Путина с переизбранием на высший государственный пост. Токио рассчитывает, что "пока Путин, который пользуется стабильной поддержкой дома, продолжает находиться у власти", территориальный вопрос должен быть решен. Официальную позицию Японии по вопросу Курил озвучил на следующий день после выборов в России генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга, заявив о намерение Токио проводить в дальнейшем по этому вопросу "настойчивые переговоры".
И сейчас правительство Японии продолжает "продвигать совместную с Россией экономическую деятельность на четырех северных островах и стремиться заключить мирный договор, решив территориальную проблему", связывая с новым сроком В.Путина свои надежды получить в состав своего государства южные Курильские острова. Японский премьер надеется на прорыв в этом вопросе, и 2018 г., который официально провозглашен перекрестным Годом Японии и России, определен как год возможностей.
Так, С.Абэ рассчитывает на значительный прогресс в решении территориального вопроса в ходе его визита 25–26 мая в Россию для участия в международном экономическом форуме в Петербурге и церемонии открытия Года Японии в России. Также японское правительство намерено пригласить президента России посетить в мае 2019 г. Японию. Ожидается, что В.Путин в любом случае посетит в следующем году Страну восходящего солнца, чтобы принять участие в саммите "Большой двадцатки", дата проведения которого еще не объявлена. Помимо того, С.Абэ постарается провести отдельные переговоры с В.Путиным по поводу островов во время Восточного экономического форума, который состоится во Владивостоке 6 и 7 сентября 2018 г.
Следует отметить, что администрация С.Абэ рассматривает не особенно масштабные совместные экономические проекты, кажущиеся очень скромным шагом на фоне официальной цели Японии вернуть все четыре острова, как гамбит. Добиваясь разрешения для японских компаний вернуться на острова, Токио хочет использовать эти проекты для усиления своего влияния на Курилах. В долгосрочной перспективе правительство Японии надеется, что это влияние можно будет использовать для разрешения спора более благоприятным для нее образом. В этой долгосрочной стратегии для Токио важно добиться первоначального согласия Москвы на работу японских компаний на островах в рамках особой правовой базы. Это позволит Японии создать небольшую щель, которая может быть использована позже для более значительного прорыва. Во время мартовской встречи со школьниками из префектуры Хоккайдо, победившими на конкурсе устных выступлений, посвященных "северным территориям", С.Абэ заявил, что проблема мирного договора будет решена "при жизни своего поколения". И это достижение премьер-министр Японии собирается "передать потомкам".
Между тем, в ходе визита 20–21 марта в Токио министра иностранных дел РФ С.Лаврова были конкретизированы проекты российско-японской хозяйственной деятельности на южных Курилах в пяти областях (марикультура, ветроэнергетика, создание тепличных хозяйств, утилизация мусора и организация пакетных туристических поездок). При этом С.Лавров, заявив о том, что "диалог развивается конструктивно в хорошей, позитивной атмосфере", озвучил позицию Москвы в отношении бесцеремонного требования Токио об изменении российской законодательной системы "с учетом японских требований". Как заявил министр, Москва "не видит необходимости в создании какого-либо наднационального органа" на российской территории. При этом С.Лавров сосредоточил внимание на экономических привилегиях и льготах для иностранных, включая японские, компаний, готовых работать на Курилах, назвав такие льготы "сутью договоренностей". Это, прежде всего, режим территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного Порта Владивосток (СПВ).
Представитель МИД Японии М.Ясуси признает, что "вопрос заключения мирного договора является очень сложной задачей", которую не удавалось разрешить никому из предшественников на протяжении более чем 70 лет. Однако все послевоенные проблемы между Россией и Японией давно урегулированы. Мир между Россией и Японией фактически наступил после капитуляции Японии в 1945 г., а юридически состояние войны прекращено Советско-японской Декларацией 1956 г. В нынешних условиях формальный мирный договор с Японией является явным анахронизмом. Тем не менее, С.Абэ собирается "продвинуться" по мирному договору, который в действительности служит прикрытием решения территориального вопроса – необоснованных японских претензий на южные Курилы. А демонстрация Японией активного участия в экономическом сотрудничестве на Курилах делается с вполне прагматичной целью – побудить российское руководство если не сразу отдать Курильские острова, то хотя бы согласиться обсуждать с Токио перспективы такой передачи. При этом Япония пытается совместить несовместимое – возможность добрососедского сотрудничества с Россией и учет японских претензий на "северные территории". Однако требования Токио к Москве изменить на островах в угоду Японии законодательную базу, с тем, чтобы она учитывала японские претензии на "северные территории", только создают в отношениях двух стран дополнительные трудности.
Комментарии