Сотрудничество России и Японии в свете вопроса Курил

На модерации Отложенный

По итогам второй мировой войны, в которой Япония потерпела поражение, к Советскому Союзу перешли все Курильские острова, которыми в настоящее время легитимно владеет Россия как его правопреемница. И, несмотря на то, что между Японией и СССР не был подписан мирный договор, тем не менее, подписанная в 1956 г. Москвой и Токио совместная декларация восстановила дипломатические отношения между странами, прекратив состояние войны между ними. Тогда Москва была готова передать Японии самые южные Курильские острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Но, поскольку в переговорный процесс вмешался Вашингтон, Токио потребовал еще и острова Итуруп и Кунашир.

Свои притязания японское правительство обосновывает тем, что все эти "четыре" южных острова Курильской гряды отошли к Японии по Симодскому трактату 1855 г. и, считая, что Россия обладает островами незаконно, требует их вернуть. Москва же занимает жесткую позицию, согласно которой тот давний договор давно утратил силу и Токио должен признать итоги второй мировой войны, по которым южные Курилы являются российской территорией, что японские власти делать категорически отказываются. Это принципиальное расхождение не дает сторонам сблизить позиции по заключению договора. Москва считает, что Япония сначала должна признать эти оспариваемые ей земли российскими, и только потом стоит подписывать мирный договор. По мнению же официального Токио, получение обратно Японией в той тили иной форме указанных островов, непременно должно стать "прелюдией" к подписанию мирного договора.

При этом японцы, называя российские южные Курилы своими "северными территориями", всеми путями пытаются их вернуть. Например, в последние два года заметно активизировались политические контакты между Россией и Японией, в том числе на высшем уровне. После того, как премьер-министр Японии С.Абэ стал активно общаться с президентом РФ В,Путиным в надежде решить территориальный вопрос, он стал выдвигать и инициативы по экономическому сотрудничеству. Так, на встрече с В,Путиным в мае 2016 г. в Сочи С.Абэ представил план из восьми пунктов, надеясь, что Россия оценит этот широкий жест и пойдет на смягчение своей позиции по территориальному вопросу. И уже в декабре того же года в ходе визита российского лидера в Японию был подписан ряд экономических договоров, в том числе достигнуто соглашение о совместной экономической деятельности на Курильских островах.

Следует отметить, что идею совместного хозяйственного освоения южных Курил Россия продвигала не один год, однако Япония традиционно отказывалась, считая, что сначала необходимо решение территориального вопроса (то есть возврат Японии всех "четырех" островов) и подписание мирного договора, и лишь потом экономическое сотрудничество. Теперь же в Токио считают, что налаживание экономических связей с Россией поможет создать такую атмосферу, которая позволит решить эту японскую проблему.

С того времени между двумя странами на разных уровнях и в разных форматах ведется диалог относительно практической реализации договоренности о совместной деятельности на Курилах. Были намечены приоритетные сферы двустороннего сотрудничества, с каждой стороны предложены списки конкретных проектов. Для знакомства с ситуацией на месте южные Курилы дважды посетила делегация, состоящая из представителей государственных структур и частного бизнеса Японии. Во время встречи президента РФ и премьер-министра Японии 6–7 сентября 2017 г. во Владивостоке были намечены пять возможных направлений совместной хозяйственной деятельности на юге Курил: разведение, добыча и переработка морепродуктов; ветряная энергетика; создание тепличных хозяйств;туризм; экология, включая утилизацию отходов. Также в сентябре были созданыроссийско-японские рабочие группы по разработке планов совместного хозяйственного использования южно-Курильских островов, первое заседание которых прошло18 декабря в Москве. При этом еще 10 ноября В.Путин и С. Абэ в ходе встречи во вьетнамском городе Дананг договорились ускорить темпы подготовки совместных проектов, чтобы начать реализовывать их уже весной.

25 декабря японский премьер С.Абэ вновь высказался за скорейшее осуществление проектов совместной деятельности на южных Курилах, подчеркнув важность культурных, общественных и экономических мероприятий 2018 г. в рамках перекрестного года России в Японии и года Страны восходящего солнца в России. Он также выразил надежду на то, что его визит в Россию на Восточный экономический форум и поездка В.Путина в Японию в 2019 г. (японцы считают, что В.Путин победит на президентских выборах) помогут запустить эти экономические проекты.

Между тем, камнем преткновения в переговорах является вопрос о том, на какой законодательной базе осуществлять это хозяйствование. Россияне считают, что оно должно осуществляться по российскому законодательству, поскольку южные Курилы принадлежат РФ.

Но японцы с этим не согласны, так как для них это будет означать признание российского суверенитета над островами, и предлагают разработать для этого отдельную нормативную базу. По замыслам Токио, совместная деятельность на этих островах должна осуществляться в рамках некоего особого режима, который не наносил бы ущерба суверенитету обеих стран над этими островами. Однако такой подход неприемлем для России, ибо означал бы беспрецедентное создание на южных Курилах подобия экстерриториального анклава.

Тем не менее, японцы подают как уже решенный тот факт, что Россия и Япония для совместного хозяйствования на южных Курилах создадут специальную систему, которая "не подрывает правовые позиции сторон на контролируемых Россией островах". По заявлению японской стороны, в конце января – феврале 2018 г. пройдет встреча на уровне замминистров иностранных дел двух стран для обсуждения вопроса, на основании какого законодательства вести совместное хозяйственное освоение южных Курил. Ведь для Японии, совместная хозяйственная деятельность на южных Курилах должны стать шагом на пути решения территориального вопроса в ее пользу. Японцы считают, что это поможет им закрепиться на "северных территориях" и послужит толчком возвращению их под свой контроль. При этом в газете "Хоккайдо симбун" от 11 ноября подчеркивалась важность подтверждения принадлежности островов Японии.

Однако российские эксперты считают, что все старания японцев заставить В.Путина "повернуться лицом" к Токио в территориальном вопросе вряд ли увенчаются успехом. Ведь российский президент не раз повторял, что Москва допускает хозяйственное сотрудничество на "спорных территориях", однако не намерена передавать Курилы под юрисдикцию Японии. Причем такая позиция российского правительства абсолютно обоснована и объясняется наличием возможных угроз суверенитету России, а также политической линией, которой придерживаются японские власти. Так, Токио не дает гарантий, что как только острова будут переданы Японии, на них не будут размещены системы ПВО и ПРО США, а также другая военная техника. Дополнительную опасность создает решение правительства Японии разместить стране два комплекса ПРО "Иджис Эшор", которые будут закуплены у американцев. И Россия вынуждена учитывать это.

Между тем, экономическая значимость совместных проектов по южным Курилам, по сути, ничтожна, и их запуск является политическим жестом, выгодным, прежде всего, японской стороне. Токио считает, что именно российско-японское сотрудничество на Курилах должно проложить путь к решению территориальной проблемы и, в конечном счете, подписанию мирного договора между двумя странами. При этом российские эксперты полагают, что японцы будут трактовать эту экономическую деятельность на островах по-своему: "для них главное – зацепиться, а потом использовать плацдарм совместной деятельности, расширять влияние, создавать о себе благоприятное впечатление", а спустя годы, решить проблему. Таким образом, японские политики надеются на то, чтобы воспользоваться экономическим сотрудничеством и запустить на Курилы японского "троянского коня", да еще на условиях ущемления на островах российского суверенитета.

Премьер С.Абэ заявляет, что Япония будет "последовательно продвигаться к разрешению проблемы принадлежности четырех островов и заключению мирного договора". Однако на самом деле Японии нужен не сам договор, который она в течение десятилетий навязывает России и который практически ничего не меняет в российско-японских отношениях, а сами южно-Курильские острова. И С.Абэ неоднократно заявлял о своей решимости вернуть эти территории при жизни нынешнего поколения. Однако следует отметить, что японские долгожители уже признали потерю Курил, о чем в конце декабря 2017 г. сообщила в своем репортаже газета "Иомиури симбун". При этом, по мнению издания "Джапан таймс", вопрос о том, поможет ли экономика привести к подписанию мирного договора, остается открытым.

Эксперты считают, что принципиальное разногласие по вопросу южных Курил не позволит странам в ближайшее время подписать мирный договор, несмотря на всю риторику и активизацию контактов. Это невозможно без решения территориальной проблемы, так как для Японии важен не сам мирный договор, а урегулирование вопроса спорных островов на приемлемых для нее условиях. Собственно, понятие "мирный договор" для японцев и подразумевает решение территориальной проблемы. Что, впрочем, не мешает развивать экономические отношения. А потому японскому правительству не следует выдвигать вопросы территориальных противоречий на первый план. Новым поколениям народов обеих стран нужна не конфронтация, а спокойная мирная жизнь и взаимовыгодное сотрудничество соседних государств. Так думают многие простые японцы.