Л.З. Мехлис был довольно демонической фигурой в Советском Союзе при И.В. Сталине.
Мехлис — главный политкоммисар Второй Мировой войны
Л.З. Мехлис был довольно демонической фигурой в Советском Союзе при И.В. Сталине. Он занимал должность главного политкомиссара республики. Именно с ним связаны репрессии в рядах Красной Армии накануне войны с Гитлером, именно он причастен к назначению на ответственные должности в армии некомпетентных лиц. Мехлис занимал свою должность до лета 1942 года. Всё это время армия отступала. Комиссары не могли научить армию воевать. Они могли только плести интриги и разводить демагогию. С увольнением Мехлиса исчезла и власть комиссаров в армии и пришли победы на фронтах. Появились компетентные военные.
К 1942 году количество политических работников в армии насчитывало более двухсот пятидесяти тысяч человек. Мехлис был верным помощником Сталина и часто даже проявлял рвение предугадывая пожелания «хозяина». Но такое рвение иногда пугало даже вождя народов.


Начало политической карьеры
Мехлис происходил из еврейской семьи. В Первую мировую служил в царской армии в должности унтер-офицера. С началом революционных действий перешёл на сторону большевиков. Его делом всегда была война и тут он принял самое активное участие уже в Гражданской войне. Его карьера быстро продвигается. Он становится политическим комиссаром, подписывает тысячи расстрельных приговоров. Работает в первой конной армии, где и познакомился со Сталиным. Это знакомство ещё больше поспособствовало его возвышению.
Когда Сталин занял должность генерального секретаря и стал укреплять свои позиции в партии, верный Мехлис возглавил его личную канцелярию, стал его главным секретарём. В 1930-ом Сталин назначает его главным редактором самой популярной советской газеты «Правда».
Мехлис в армии
Во второй половине 30-х в стране развернулся масштабный террор.
Газета «Правда» опустела, многие работники были репрессированы. К этому приложил руку главный редактор. Мехлис стал жаловаться Сталину, что ему не с кем работать. «Хозяин» воспринял мнение Мехлиса и неожиданно сделал его главным политическим комиссаром Красной Армии. Ему было присвоено генеральское звание.
Проведя чистку в редколлегии «Правды» демонический Мехлис взялся сразу за всю армию. Первым делом он вычистил всех неугодных ему политруков, а их было только в главном аппарате более двухсот арестованных. Обосновавшись на новом месте Мехлис приступил к чисткам в армии и ликвидировал трёх маршалов, большинство высшего командного состава. Всё наихудшим образом сказалось в первые дни войны против Германии.
С началом войны Мехлис принялся карать отступающих, паникёров и пораженцев. Таких за первый год войны он расстрелял около ста пятидесяти тысяч, около миллиона были осуждены. Арестовывались и расстреливались как солдаты, так и генералы.
Мехлис имеет непосредственное отношение к ликвидации польских солдат в Катыни. В основу приговора над поляками легло его мнение о враждебности польской нации.
Весной 1942 года Мехлис как представитель ЦК партии был направлен в Крым для организации сопротивления врагу. К моменту его приезда ситуация контролировалась военными, но Мехлис внёс полную неразбериху. Одним из своих приказов он запретил окопы, что бы не прятаться перед врагом, а идти в атаку. В результате деятельности Мехлиса Крым был сдан немцам, сам он еле успел эвакуироваться на Кубань.
После такого поражения Сталин понизил своего любимчика в должности до корпусного комиссара. С этого момента власть в армии перешла к кадровым военным, а не комиссарам.
В последующем Сталин простит Мехлиса и вновь вернёт его к себе поближе. Они практически до конца жизни будут рядом и умрут в один год.
Комментарии
Акт приемки подписан накануне Анатолием Борисычем.
Казалось бы, все без исключения государства, созданные на руинах СССР и Варшавского договора, выбросили и забыли свой коммунизм, и даже Лукашенко, этот совхозный кумир, переобулся в незалежного белоруса, - и только наша несчастная Россия упрямо тащит за собой обоз с памятниками Ленину, портретами Сталина и великолепными рассуждениями в жанре: "Ну да, миллион человек поубивали, но зато страну подняли!"
Прокоммунистически настроенные товарищи решили всем неопровержимо доказать, что они лютые враги России и русского народа. И в отличие от построения коммунизма, у них это успешно получается
------------
В 1923 г. Троцкий обвинил верхушку партии в перерождении. Ради дач, . авто и пр. благ забыли о Революции. Обвинение поддержали многие мелкие, вроде Хрущёва, ожидавшие от Революции большие портфели и получившие только тощие папочки.
К Сталину обвинения Троцкого напрямую не относились, ибо главными тогда были Зиновьев и (видимо) Каменев, а Сталин был только №3. К тому же многие протестанты вскоре получил посты, в т.ч. Хрущёв, и оказались как бы обласканными новым режимом.
Сталину его рекомендовал Каганович, оба они знали о подписи Хрущева под Платформой Троцкого 1923 г. и (по-деловому) не придавали этому особого значения.
В 1919 г. Ворошилов и др. новоиспечённые военные потребовали изгнать из Красной армии военспецов - быв. офицеров. Ленин с Троцким это требование отбили, но в истории партии оно получило название Военной оппозиции.
Есть байка, что в 1930-х Сталина спросили, как отвечать на вопрос анкет об участии в оппозициях. На что Сталин ответил, что Военную оппозицию оппозицией не считать .Видимо, Платформу Троцкого тоже "не считали".Придавать подписи под Платформой титул Троцкизма .
< Супруга А. И. Угарова вспоминала о Л. Мехлисе:
Был он у нас в Ленинграде в двадцать восьмом году. Тяжёлый человек… Ох, и помучился же с ним Александр Иванович, да и Сергею Мироновичу тоже пришлось не сладко >
< По рассказам бывшего министра здравоохранения СССР Е. И. Смирнова, в 1949 году он предложил Сталину поставить Мехлиса (министра государственного контроля) во главе одной из правительственных комиссий. На это Сталин «начал хохотать, схватившись за живот и вытирая слёзы»:
Да разве Мехлиса можно назначать на созидательные дела? Вот что-нибудь разрушить, разгромить, уничтожить — для этого он подходит > !!
< По воспоминаниям Н. С. Хрущёва:
Это был воистину честнейший человек, но кое в чём сумасшедший, что выражалось в его мании везде видеть врагов и вредителей >
< Адмирал Исаков характеризовал Мехлиса так:
На мой взгляд, он не храбрый, он нервозный, взвинченный, фанатичный >
< Генерал Александр Горбатов, будучи реабилитированным и восстановленным на службе, испытывал на себе подозрительность Мехлиса:
При каждой встрече со мной вплоть до освобождения Орла Мехлис не пропускал случая задать мне какой-нибудь вопрос, от которого можно было бы стать в тупик. Я отвечал просто и, вероятно, не всегда так, как ему хотелось. Однако заметно было, что он, хотя и с трудом, изменяет к лучшему своё прежнее отношение ко мне.
Он был неутомимым работником, но человеком суровым и мнительным, целеустремлённым до фанатизма, человеком крайних мнений и негибким, — вот почему его энергия не всегда приносила хорошие результаты >