О ЧЕМ Я СКАЗАЛ БЫ НА ФОРУМЕ "СВОБОДНАЯ РОССИЯ", ЕСЛИ БЫ МЕНЯ ЗАХОТЕЛИ СЛУШАТЬ - 7
ДЕКАБРИСТСКИЕ ТЕЗИСЫ: ТЕЗИС-7. НА НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС НЕЛЬЗЯ ОТВЕТИТЬ ПРАВИЛЬНО
Из программы форума: Панель 7: Возможно ли преодоление имперского проклятия? Формирование парламентской республики в постпутинской России: а) Как завершить транзит России от империи к национальному государству? б) Границы постимперской России, в) Постимперская Россия в системе международных отношений, г) Децентрализация власти в постпутинской России, д) Может ли переход к парламентской республике стать гарантией от авторитарного реванша? Модератор: Даниил Константинов, спикеры: Андрей Илларионов, Дмитрий Некрасов, предприниматель, Владислав Иноземцев, Игорь Эйдман, Александр Скобов.
"Катастрофа", "проклятие" и даже "империя" – категориальный аппарат не мыслителей, а восторженных барышень. Если мы хотим что-то менять, нам нужно в этом разобраться, понять – о чем мы говорим. Не предаваясь грезам.
Вопросы о границах, международных отношениях и даже о децентрализации власти в постпутинской России отдают, мягко говоря, мечтательством. Впрочем – как и вопрос о национальном государстве. Говорить же о реванше можно только после того, как мы определили кто или что будет побеждено. И – кем или чем. Сегодня же всё это не просто шкура неубитого медведя, но такая шкура мертвого медведя, про которую вообще неизвестно, на сколько кусочков она будет расползаться при малейшем к ней прикосновении.
Русское национальное государство невозможно, так как не существует русской нации, этноса. Есть русский суперэтнос, но этноса, как это ни трудно слышать националистам, нет. Есть не этническая, а культурно-политическая группа "русских по паспорту". Но она не обладает признаками этничности. Каспаров не меньше русский, чем Константинов, а Эйдман – чем Скобов. Более того, если мы попытаемся сравнивать разные части русского этноса, то обнаружим массу интересного. Например, кубанцы окажутся куда более похожими на украинцев, чем на архангелогородцев, а дончаки – на адыгейцев, чем на псковичей.
Как суперэтнос русские обречены на "имперство", то есть на полиэтническое политическое единство. Можно устроить в России (я говорю о культурно-географическом пространстве русской культуры) автономию для, скажем, бурятов. Но нельзя – автономию для русских. В каком-то смысле РФ была такой попыткой отделиться самим от себя, но из этого, естественно, ничего не вышло. И ничего не выйдет. Если представить себе княжество Московское в пределах Московской области, оно всё равно будет "империей".
"Имперское проклятие" России мало отличается от "европейского проклятия" для Европы или "американского проклятия" для Америки.
И тут совершенно неважно – президентской или парламентской будет "империя". Англия прекрасный пример парламентской империи без кавычек. Парламентаризм "имперству" не помеха.
Что я хочу сказать? Что сами вопросы поставлены здесь некорректно. И поэтому на них нельзя дать корректный, то есть правильный ответ. А как поставить вопросы правильно?
А правильно нужно было бы говорить о великодержавном шовинизме, ксенофобии, этнологической безграмотности и наивном чванстве русских националистов, об этнологической безграмотности "националистов угнетенных", а главное – о налаживании межэтнических отношений в суперэтносе. Но даже и это не самое главное.
Потому что самый главный вопрос здесь – как перейти от "имперства" подлого и агрессивного, стремящегося силой распространить свою подлость на соседей и силой навязать соседям свою низость, как перейти от такого "имперства" к другому – когда суперэтнос дает соседям такие образцы организации жизни, к которым тем хочется присоединиться? Иными словами как перейти от современного состояния, когда нас боятся и в то же время презирают, к другому состоянию: когда нам завидуют, учатся у нас и стремятся быть с нами вместе, как, например, Украина хочет сегодня быть вместе с Европой?
Вот правильно поставленный вопрос.
И какой на него ответ?
Всё тот же самый ответ – как нам перестать жить плохо и начать жить хорошо. Что нужно поставить для этого во главу угла? И ответ на него всё тот же: совесть, осознанное развитие, любовь к другим.
Одна из главных функций всех империй – поднимать отстающих в развитии из дикости на новые ступени развития. Мы сегодня сами занырнули в дикость. И поэтому имперские амбиции наших имперцев лишены какой бы то ни было реальной почвы под ногами. Хуже – они просто смешны, как смешны попытки карапуза поднять тяжелую штангу, за которую он и ухватиться-то не может.
Сегодня это так. Когда мы начнем выздоравливать, ситуация станет другой. Но сегодня и говорить об этом нельзя: будешь только тешить нездоровые фантазии, растущие из психотравмы национального унижения.
Комментарии
.
.