История одного названия
История одного названия
Как странно устроен мир. В поисках нового и неведомого мы, порой, устремляемся на самый край Земли, даже не подозревая, что самое новое и неизведанное находится всего в двух шагах от нас. Как мы не внимательны, как редко мы замечаем то, что сама история проходит совсем рядом, порой, на расстоянии вытянутой руки...
Сегодня днем, проходя с женой мимо Удельного парка, со стороны Коломяг, на одном из домов увидел табличку с удивительным названием:

Достаточно странное название для улицы, вы не находите? Ну, линиями нас в Питере не удивить, но вот первой половины... Парадоксально. И сначала я все это принял за банальный курьез, отинстаграмил странную надпись и, вроде бы уже совсем забыл, но, буквально сразу, мы увидели развалины некогда величественного особняка, который, даже несмотря на разруху, все равно сохранил свой гордый и благородный образ

Мне стало интересно, ведь тут кто-то жил, влюблялся, радовался и страдал. Чтоже на этом месте было на самом деле и почему улица носит такое странное название, сохранившееся, очевидно с самых древних времен и не претерпевшее ни одного переименования, которыми так славен город на Неве....
А когда, пройдя еще немного вперед, я увидел прекрасную церковь, устремлённую в осееннее небо, то понял, что просто обязан все выяснить...

И вот, что мне удалось узнать. Если в чем - то мои источники меня обманули, буду благодарен за любые правки.
3-я линия 1-й половины — улица в Приморском районе Санкт-Петербурга. Проходит от улицы Аккуратова до Берёзовой улицы. Улица очень короткая, всего шестьсот метров. Почему же она носит именно такое имя? Всё просто. Коломяги лишь относительно недавно вошли в черту города. Достаточно сказать, что еще в довоенные годы в деревне существовал колхоз "Красный Октябрь", а до этого, село Коломяги было одним из самых живописных пригородов Петербурга, патриархальным «дворянским гнездом», очагом русской культуры, хранившим живую память о пушкинских временах, привлекавшим поэтов и художников, воспетым в стихах. Недаром Александр Блок, любивший совершать прогулки в этих местах, в августе 1914 г. записал в дневнике: «Какие тихие милые осенние Коломяги».
В петровские времена земли вокруг новой столицы, опустошенные войной, раздавались приближенным Петра I.
В 1719 г. участок, ограниченный рекой Большой Невкой (ранее именовавшейся Малой Невой), Финским заливом, речками Каменкой и Черной, был дан во временное пользование, а в 1726 г. – в вечное владение генерал-адмиралу А.И. Остерману. Входило в этот участок и селение Келломяки.
После вступления на престол Елизаветы Петровны А.И. Остерман оказался в опале. Его приговорили к смертной казни, замененной ссылкой на Урал – в Березов. Землю Остермана в 1746 г. пожаловали канцлеру графу А.П. Бестужеву-Рюмину. Примечательно, что в указе говорилось о пожаловании не «пустопорожней земли», а «приморской мызы Каменный Нос со крестьяны… чем владел оно Остерман».
После смерти А.П. Бестужева-Рюмина, не имевшего наследников, его имение по линии жены перешло к роду Волконских. Обратите внимание, какие фамилии. Это ли не сама история?
А дальше, все пошло достаточно банально. Блестящие наследники расплачивались за долги фамилии. В январе 1789 г. «село Благовещенское, Каменный Нос тож, с деревнями Новой, Старой и Коломягами» приобрел по купчей от девицы княжны Анны Алексеевны Волконской «уволенный от службы подполковник Сергей Савин сын Яковлев» (сын знаменитого петербургского купца-миллионера Саввы Яковлева-Собакина).
Кстати, сейчас Коломяги застраиваются малоэтажными особняками и элитным жильём, которое по карманам уже современным питерским нуворишам. Ничто не вечно под Луной...
У Сергея Саввича Яковлева, скончавшегося в 1818 году было семь дочерей. Ну как одное чадо обидеть можно? Приглашенный землемер Н.Катанев разделил территорию мызы и «мызинское место», на котором стояла обветшавшая к тому времени усадьба С.С. Яковлева, на семь частей. Каждой части присвоили номер, и раздел земель происходил путем метания жребия.
В результате Новая и Старая Деревни достались порядковым номерам с 1-го по 5-й (все владелицы были женами военных – Сабир, Альбрехт, Шишмарева 1, Шишмарева 2 и Манзей).
Деревня Коломяги оказалась разделенной по жребию (между номерами 6 и 7) на две половины. Границей служил ручей Безымянный, протекавший из нынешнего Верхнего озера в Озерках в Коломяжское болото.
Северо-западная часть Коломяг (ныне «вторая половина») досталась малолетней дочери Елены Сергеевны Яковлевой – Елизавете. Ее интересы представлял только что овдовевший отец – бывший супруг Елены Сергеевны, генерал Алексей Петрович Никитин, герой Отечественной войны 1812 г., впоследствии (в 1847 г.) возведенный в графское достоинство.
Юго-восточная часть Коломяг, называвшаяся «галицкой» (ныне это «первая половина»), отошла старшей дочери С.С. Яковлева – Екатерине Сергеевне Яковлевой (по мужу – Авдулиной), состоявшей в замужестве за генералом Алексеем Николаевичем Авдулиным. Муж Е.С. Авдулиной, генерал-майор А.Н. Авдулин, являлся большим ценителем искусств и активным участником «Общества поощрения художников», был знаком с А.С. Пушкиным.
Вот так, интересующие нас Коломяги и оказались разделёнными на две половины... История.
Память о владельцах Коломяг до сих пор сохранилась в названиях коломяжских улиц. Поскольку при разделе мызы Каменный нос Коломяги оказались разделенными на две части, или «половины» (граница проходила по ручью Безымянному), то к названиям улиц в этих частях либо добавлялось уточнение «1-й половины» и «2-й половины», либо они делились на «первую» и «вторую».
Название 1-й Алексеевской улицы, которая проходит в 1-й половине Коломяг, происходило от имени Алексея Петровича Никитина, а 2-й Алексеевской улицы, находящейся во 2-й половине, связано с именем Алексея Николаевича Авдулина – мужа Е.С. Авдулиной.
С именем Алексея Петровича Никитина связаны также названия 1-й и 2-й Никитинских улиц, которые также проходят соответственно в 1-й и 2-й половинах Коломяг.
Название Елизаветинской улицы (с февраля 1939 г. – Главной) хранило память о Елизавете Алексеевне Никитине, в замужестве Орловой-Денисовой, а Николаевская улица (с февраля 1939 г. – Березовая) получила свое имя в середине XIX в. в память о Николае Павловиче Граббе, муж дочери Орловых-Денисовых.
До сих пор уцелели старинные названия 1-я линия 1-й половины и 3-я линия 2-й половины.
Вот такая вот история, история имен, людей, которая смогла пройти горнило трех революций, реставрации и двух мировых войн. Пройти смену эпох и тысячелетий...
Коломяги. Какая удивительная оказывается история у этого старинного села, как много можно написать о нем, сколько нового и неожиданного узнать...
Кстати, церковь, о которой я упомянул в самом начале, носит имя Святого великомученика Дмитрия Солунского. Она была построена в 1906 году на углу нынешних 1-й Никитинской и Мигуновской улиц по проекту архитектора А. А. Всеславина. Это одна из редчайших сохранившихся в пределах города деревянных церквей дореволюционной постройки. Церковь продолжала действовать даже в дни блокады. Является действующей и по сей день.

И это тоже наша история. И ещё, один факт, который связан со странным, на первый взгляд названием улицы.
Знают ли фанат питерского "Зенита" о том, какой клуб начал историю питерского футбола и кто подарил нынешнему бронзовому призёру чемпионата России свои цвета?
В 1904 году на территории стадиона в селе Коломяги был образован Футъ-Боллъ клуб «Коломяги». Инициатором выступил Николай Васильевич Елизаров, который открыл среди сочувствующих ему лиц подписку на покупку футбольного мяча. Небольшой взнос в размере 50 копеек с каждого позволил купить его на собранную сумму. И началась игра, местом для которой была избрана площадка на бугре, где сейчас находиться местная церковь, та самая Святого великомученика Дмитрия Солунского.
Устав клуба был утвержден 23 сентября 1908 года. В Санкт-Петербургской Футбол-лиге клуб состоял с 30 июня 1909 года.
Титулы: Обладатель Осеннего Кубка (Кубка Аспдена), Чемпион Санкт-Петербурга (Петрограда) – 1916, 1917, 1918, 1920 гг.; Обладатель Весеннего Кубка (Кубка Спорта) – 1915, 1919, 1920, 1923 гг.
Игроки Футъ-Боллъ клуба «Коломяги» в довоенные годы входили в сборную Санкт-Петербурга, РСФСР и СССР. Клуб оказал сильное влияние на формирование «Ленинградского стиля» игры и именно он «передал» свои сине-белые цвета спортивной формы сборной города и ФК «Зенит».
После 1923 года «Коломяги» выступали в чемпионате города под названиями «Ленинградский уезд», «Коммунальщики» и «Стадион».
В 1931 году клуб прекратил свое существование. Стадион же был переименован и стал носить имя Карла Маркса».
Вот такая вот грустная история. А ведь это история нашего, российского футбола. Такая вот она табличка:" з-я линия 1-ой половины"... В настоящее время клуб возрожден и внем занимается около полутысячи мальчишек. Занимаются там, на первой половине...
Вот так вот, если вкратце, гляда на табличку с удивительным названием улицы. Удивительно, правда?
А рядом, неудержимо в прошлое рвется настоящее, улица Парашютная

И между этим прошлым и будущем идем мы, идем, по третьей линии первой половины...
Комментарии