Способ читать не читая
На модерации
Отложенный
Об информационно-рекламной технологии четьи и ее текущем бытовании Определение, объяснение, демонстрация механизма новой технологии СМИ на примере газеты. Рассмотрение тех случаев, когда те или иные программы, издания, разработки отечественных СМИ интуитивно строятся в русле технологии “четьи”.
Современная журналистика слишком растянута, неточна. Для сегодняшних объемов информации, динамики новостей, скорости изменений преподносить информацию так, как это делалось еще во времена Петра I, - непозволительное расточительство времени и сил. Нынешнее тренированное сознание способно воспринимать информацию с намного большей скоростью. С такой, что совершенно не обязательно прочитывать все написанное. Психологическая норма нашего восприятия вполне представлена в клипах, где несколько параллельных историй с легкостью рассказываются за две-три минуты. Необходимо разработать и внедрить в повседневную практику журналистики более экономную систему. Экономную как содержательно, так и формально.
Например, такую, которую я условно называю «четьи» (от древнерусских чЕтий - повседневного регламентированного чтения для всех). Технология четьи - это, говоря коротко, общепринятый регламент, порядок построения информации, средств ее оглашения и тиражирования: структура, условия размещения и оплаты, передвижение информации со ступени на ступень, законы и принципы отбора, механизм экономического обеспечения информационной деятельности.
Это определение следует проиллюстрировать, например, тем, как будет выглядеть обычная общедоступная газета при ее устройстве по этой технологии. В силу унифицированной ступенчатой структуры информации газета становится идеологически нейтральной. Идеология попадает в газету лишь постольку, поскольку в нее попадают идеологи, авторы. Но и те попадают не сразу.
Большая часть газеты представляет собой свод имен и названий - то, что свободные, находящиеся за штатом журналисты пишут по воле своего интереса и желают разместить на страницах той или иной газеты. В следующем номере из всех равноправно представленных имен и названий выбираются силой читательско-издательского интереса краткие сообщения, раскрывающие суть той или иной статьи или заметки, - автоаннотации, авторефераты и т.п. И, наконец, в следующем - последняя стадия выбора - наиболее интересующий всех по предварительным данным текст. Это - обязательные этапы гласного конкурса.
Поскольку выбор совершают читатели руками издателя, то проблемой становится их быстрый контакт и достоверность исполнения именно состоявшегося выбора. Интерактивность контакта легко обеспечивается современными техническими средствами - от автоответчика до автоматизированных систем учета. Достоверность исполнения находится в руках редакций, работа которых должна быть построена так, чтобы им финансово выгодно было поступать профессионально, по совести и по правде. Очевидно, что современные технические средства и высокопрофессиональные редколлегии должны стоить настолько много, насколько сейчас ни одна газета не имеет собственных средств, вынужденная продаваться либо государственным, либо частным бандитам.
Поэтому пока информационное производство само по себе, в силу своего непрерывного функционирования не станет приносить достаточно много денег, до тех пор ни о техническом оснащении, ни о профессионализме, достигающего уровня четьи, не может быть и речи.
Прибыльным газетное производство можно сделать, только изменив условия размещения и оплаты любой информации - от имен до статей. По сути, это должно быть одно, всем известное и всем понятное условие - гласный договор, сообщающий о том, сколько стоит знак или слово гонорара и рекламы. Любой анонс своей работы (имя и название, автоаннотацию, автореферат) журналист оплачивает как рекламу.
И только то, что прошло все этапы гласного конкурса оплачивается гонораром. Поскольку рекламно-информационные отделы по объему превышают в два-три раза чисто информационные, постольку технология четьи принципиально самоокупаема и прибыльна.
Любой, кто хоть немного знаком с газетным делом, сразу поймет, что пирамида такой газеты возможна лишь при очень большом рынке профессиональных журналистов - когда авторов намного больше числа изданий, способных дать им высокооплачиваемую работу. Ситуация в стране такова, что подобный рынок формируется чрезвычайно быстро. Дело не в том, что огромное число Вузов плодят формально профессиональных журналистов. Важнее, что мнимо свободные и мнимо профессиональные СМИ ежедневно будят к журналистскому труду людей, недовольных тем, как криво реальный мир предстает в зеркалах газет и телевидений. Это доморощенное спонтанное движение читателей постепенно захватывает и официальные сферы.
Начало этому, конечно, положили «Аргументы и факты», допустившие на полосы вопрошающего любопытного читателя с его злободневными вопросами. Формальная интерактивность «АиФ» и стала залогом его рекордных тиражей. Все дальнейшие нововведения в СМИ медленно, но непрерывно идут в сторону включения читателя-зрителя внутрь информации, в рамку, в картинку. Игры с обязательной публикой в студии, и опросы, заполнившие все каналы и полосы, - самые простые из форм, что можно было тут сделать (Поле чудес, Угадай мелодию, Глас народа, Конкурсы, Копилки, Рейтинги, Десятки-Дюжины, Шизгарики, Путешествия по местности и т.д. и т.п.).
Более сложным, но вполне господствующим явлением стало внедрение массового сознания как точки зрения, с которой оцениваются, отбираются и преподносятся факты. Абсолютные лидеры тут всяческие «Комсомольцы» с их подростковыми болезнями: «Московский» (дворовый культ), «Комсомольская правда» (семейно-бытовой) и вплоть до какого-нибудь «Комсомольца Кубани» с его детсадовским затейничеством.
Еще дальше на этом пути продвигаются те издания и каналы, которые позволяют читателям не только пассивное потребление информации, но и ее производство. Началось это движение, пожалуй, с достопамятной «Будки гласности», а сейчас весь его цвет концентрированно остался, наверно, только, на ТВ-6 («Знак качества», интерактивные новости, «Але, народ» и т.п.), да местами на МTV («Декодер») и радио («Русское», «Эхо Москвы», «Наше»). Разумеется, при том диком контексте, который чаще всего создается для творчества читателей, не идет никакой речи о том, чтобы из всей читательской деятельности выбиралось что-то вменяемое.
Собственно, отсюда близко и к главной болезни современных СМИ. Они принципиально закрыты, точнее, принципиально открыты только для своего условного знака качества, уродства, шизофрении или дикости. Они с восторгом публично трясут только своим условным «внутренним содержанием» - своими внутренностями, гениталиями, - безусловно игнорируя все, не похожее на их нутро.
Решение проблемы в этой ситуации очень просто - создание средств массового общения - введение единых правил оформления и движения информации.
Это означает, что нужно наконец-то спрыгнуть с пунктика тотальной ангажированности, тем самым создавая нормальный контекст для любого текста. Технология четьи - это технология создания идеального, все допускающего контекста.
Полностью эта технология описывается только пакетом документов, из которых основные мною вполне разработаны: Морально-нравственный устав, Юридический устав, Структура СМО, План устройства газеты.
2000
Комментарии