900 тыс. тонн товарной пшеницы в опасности
На модерации
Отложенный
Мы уже неоднократно сообщали своим читателям о той непростой ситуации, которая складывается на отечественном зерновом рынке. Аналогичное положение дел складывается и с экспортом. Все это случилось не вдруг и не сразу. Но, к сожалению, со стороны государства пока не предпринимается адекватных мер для решения накопившихся проблем.
По нашим данным до сих пор большой интерес к казахстанской пшенице проявляют иранские зернотрейдеры. Они заявляют, что готовы закупать нашу пшеницу на казахстанских железнодорожных станциях на границе и с морпорта "Актау" по 180 долларов за тонну в неограниченном количестве. В Иране тонна казахстанской пшеницы 3 класса торгуется в пределах 260 - 290 долларов. Но казахстанские зернотрейдеры не могут отправлять по железной дороге зерно на Иран, так как на станции "Сарахс" до сих пор действует конвенционный запрет. Похоже, наши соседи используют данную меру в конкурентной борьбе за иранский рынок. Также как россияне используют завышенные железнодорожные тарифы для того, чтобы казахстанское зерно было неконкурентоспособным по цене на черноморском и балтийском направлениях.
Информационное агентство "Казах-Зерно" неоднократно сообщало о том, что "РусАгроТранс" на Севере Казахстана без объяснения причин наотрез отказывается обслуживать казахстанских грузоотправителей, использующих при отгрузке на Россию казахстанские вагоны. "РусАгроТранс" навязывает казахстанским грузоотправителям российские вагоны, аренда которых значительно дороже, чем казахстанских. Эта проблема месяцами не разрешается нашими чиновниками, хотя, материальный урон от таких ничем необоснованных и незаконных действий "РусАгроТранса" наносится не только нашим предпринимателям, но и, в конечном итоге, нашему государству.
Что касается станции "Сарахс", то заинтересованные ведомства Казахстана также пока никак не проявляют этой самой заинтересованности для решения проблем с конвенционными запретами. Хотя, по мнению предпринимателей, Правительству Казахстана давно пора разрешить эти вопросы со своими соседями.
По мнению Ауэзхана Даринова, руководителя Союза фермеров Казахстана, в этой сложной для аграриев ситуации ответственные лица КазАгро, Минсельхоза, да и Правительства в целом не предпринимают достаточных и эффективных мер для решения проблем со сбытом казахстанского зерна на экспорт, хотя получили прямое задание на этот счет от Президента страны Нурсултана Назарбаева.
- Вот уже несколько месяцев к ряду на станции "Сарахс" действует конвенционный запрет, из-за чего невозможно доставлять казахстанское зерно в Иран по железной дороге. Совершенно очевидно, что конвенционный запрет используется только с одной целью – ограничить доступ нашего зерна на иранский рынок, - говорит Ауэзхан Даринов. – Но что-то не заметно со стороны наших чиновников рвения разрешить эту проблему. Ведь надо вести переговоры, разрешать с соседями эту ситуацию.
- Серьезной проблемой для нашего зернового экспорта являются ограниченные мощности АО "Ак Бидай Терминал". Значит, надо строить там дополнительные мощности. Но наши чиновники заявляют, что это невозможно, так как вся прилегающая территория вокруг "Ак Бидай Терминала" на побережье Каспия выкуплена частниками. Так, наверное, надо разобраться: кто выкупил, на каком основании? Как получилось, что стратегически важная для государства территория на побережье оказалась в руках частников? Нужно проверить законность этого и, наверное, вернуть государству территорию вокруг стратегического объекта, - заключает главный фермер.
Некоторые казахстанские зерновые компании попытались организовать перевалку зерна на Иран через морпорт "Актау" в биг-бегах. Но вот в Министерстве транспорта и коммуникаций им сообщили, что перевалка зерна в биг-бегах через морпорт "Актау" не представляется возможной, так как порт не располагает специальными складскими и иными площадями, обеспечивающими надлежащий температурный режим и соответствующие условия по влажности, гарантирующие сохранность зерна.
Предприниматели негодуют. Почему на станции "Дружба", например, куда зерно доставляется в мешках, и где вообще нет никаких условий, гарантирующих сохранность зерна по влажности и другим параметрам, отгрузка под открытым небом производится, а через морпорт "Актау", где достаточно крытых помещений, это невозможно? Предприниматели сообщают, что транспортировка зерна в биг-бегах более надежна, чем в мешках, в которых сейчас отгружают зерно в Китай. Помимо этого, зерно в биг-бегах обязательно укрывается плотными влагонепроницаемыми пологами, что гарантирует защиту от осадков, влаги. Но руководство морпорта под надуманными предлогами старается уклониться от перевалки зерна в биг-бегах. Хотя такая перевалка позволила бы параллельно с терминалом "Ак Бидай" переваливать в Иран дополнительно по 60 тыс. тонн зерна ежемесячно.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что все-таки основной проблемой отечественного зернового рынка на сегодня является не столько слабый спрос на наше зерно на внешних рынках, сколько неотрегулированные экспортные маршруты, а также неразрешаемые годами проблемы логистики, транспортировки и т.д.
Похоже, чиновники не особо вникают в эти вопросы, а разрешать их - тем более не торопятся. Возмущенные таким положением дел, зернотрейдеры обращаются с этими вопросами к нам в редакцию, не надеясь, видимо, на то, что ответственные инстанции возьмутся наконец за дело.
-Почему не создаются специальные комиссии, чтобы разрешить наконец проблемы с "РусАгроТрансом"? Почему бы не создать специальную комиссию с участием представителей Правительства, Парламента, ответственных государственных структур, чтобы изучить и отрегулировать те же проблемы зернового экспорта, связанные с "Сарахсом", например, и с морпортом "Актау"? – спрашивают они. Очевидно, без такого вмешательства со стороны государства воз экспортных проблем еще долго будет оставаться нерешеным.
Ну а пока мы имеем то, что имеем: элеваторы пергруженные зерном, крестьян, рискующих потерять хранящееся у них на складах зерно, так и не реализовав по достойной цене.
По данным Агентства по статистике РК, на начало марта текущего года общие запасы пшеницы по республике составляют 12 млн. 361 тыс.тонн. В том числе 10 млн.140 тыс. тонн продовольственной пшеницы (на начало февраля было 11 млн. тонн, снижение за месяц - 860 тыс. тонн). Крупные агроформирования располагают 1 млн.795 тыс. тонн продовольственной пшеницы. (на начало февраля было около двух миллионов тонн, снижение запасов составило около 200 тыс. тонн). В фермерских и крестьянских хозяйствах на данный момент хранится 882 тыс тонн товарного зерна (около миллиона тонн было в феврале, снижение примерно на 100 тыс. тонн).
6 млн. 632 тыс. тонн хранится на данный момент на ХПП и элеваторах (на начало февраля было 6 млн. 926 тыс. тонн). За месяц запасы товарной пшеницы на ХПП и элеваторах сократились лишь на 294 тыс. тонн . На мелькомбинатах и других предприятиях запасы стабильные - 830 тыс. тонн.
Запасы фуражной пшеницы сохраняются в районе 260 тыс. тонн.
Запасы товарного ячменя по республике составляют на сегодня 330 тыс. тонн (354 тыс. тонн было на начало февраля). Фуражного ячменя - 667 тыс. тонн (734 тыс. тонн было в феврале).
По нашим данным, с первого апреля текущего года Иран вводит сорокапроцентные импортные пошлины на ввозимые в эту страну фуражную пшеницу и ячмень. Данная мера будет действовать на территории Ирана до первого октября текущего года. Таким образом, в самое ближайшее время станет невыгодно ввозить в Иран из Казахстана данные виды зерновых.
По данным финансово-экономического отдела АО "Ак бидай Терминал", в 2010 году морпорт "Актау" через терминал планирует перевалить 400 тыс. тонн зерна. В основном зерно пойдет в Иран (пшеница и ячмень). Но в связи с введением импортных пошлин на фуражную пшеницу и ячмень, экспорт из Казахстана данных видов зерна в Иран может значительно сократиться. А если учесть, что 95 процентов экспорта казахстанского ячменя до этого составлял Иран, то возникает резонный вопрос: а стоит ли в этом году выращивать ячмень на экспорт? Видимо, казахстанским аграриям придется значительно скорректировать структуру посевных под зерновые в этом году с учетом того, что ячмень можно будет сеять только для собственных потребностей.
Напомним также, что за февраль текущего года по железным дорогам Казахстана было отгружено на экспорт 387,7 тыс. тонн зерна. Отгружено по республике 191,5 тыс. тонн. За февраль отгрузки на экспорт по железной дороге в российском направлении составили 205,5 тыс. тонн. В Среднюю Азию отгружено 76 тыс. тонн зерна. В Афганистан - 11 тыс. тонн. В Иран по железной дороге отгружено 45 тыс. тонн.
В Китай в феврале по железной дороге отгружено 6 тысяч тонн казахстанского зерна.
Судя по тому, что из пришедших в движение в феврале 860 тысяч тонн товарной пшеницы только около 380 тыс. тонн ушло на экспорт, остальную часть могли закупить мелькомбинаты.
Даже по официальным статданным видно, что наиболее сложная ситуация по сбыту зерна складывается на сегодня в агроформированиях, а также в крестьянских и фермерских хозяйствах. Первые за февраль смогли реализовать лишь около 200 тысяч тонн товарной пшеницы, фермерские и крестьянские хозяйства - около ста тысяч тонн. Крестьяне, на складах и в хранилищах которых на сегодня имеется еще около девятисот тысяч тонн товарной пшеницы, оказались в самом незавидном положении. С приходом весеннего тепла товарное зерно, находящееся на складах и хранилищах, подвергается риску поражения паразитами. Риск порчи так называемого напольного зерна увеличивается.
Конечно, многие скупщики зерна ждали этого часа. Теперь крестьянину в любом случае надо приводить в движение напольное зерно (посевная на носу, нужны оборотные средства).
Поэтому, наметившуюся тенденцию на снижение цен на пшеницу в какой-то мере можно объяснить ожиданиями игроков. С другой стороны, "напольное" зерно неизбежно приходит в движение, что и отражается на дальнейшее увеличение предложения над спросом.
Это в какой-то мере и игра. Но, в любом случае, предпосылок для повышения цен никаких не просматривается. Дальнейшее понижение цен в сложившейся ситуации видится наиболее реальным. И без того сложную для аграриев ситуацию усугубляют банки второго уровня, которые под разными предлогами отказываются принимать у крестьян зерновые расписки в качестве залога по кредиту. Поэтому, получение кредитов в банках второго уровня для сельхозников становится еще более проблематичным.
В этой ситуации некоторые аграрии вынуждены сбывать зерно по дешевой цене, нежели тратить драгоценное время на обивание порогов банков с тщетной надеждой получить кредит на разумных условиях. В итоге цены реально пошли вниз. По прогнозам некоторых экспертов, в самое ближайшее время стоимость пшеницы 3 го класса на элеваторах Целинной железной дороги может упасть на 25 долларов до 13 тысяч тенге за тонну.
В
Северо-Казахстанской области в настоящее время тонна пшеницы 3 класса со средним содержанием клейковины на элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоит на 3,4% до 13247 тенге ($90,7), на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги пшеница снизилась в цене на 2,9%, до 15205 тенге ($103,3) за тонну. Пшеница 3 класса с высоким содержанием клейковины (27-30%) на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги торгуется по 17169 тенге ($116,5) за тонну.
Информационное Агентство «Казах-ЗЕРНО»
Комментарии